Дело №3а-509/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 12 августа 2020 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием прокурора Белхароева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комплексное коммунальное предприятие» о признании недействующим постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 23 ноября 2016 г. № 113-пн «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год»,
установил:
постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – Министерство) от 23 ноября 2016 г. № 113-пн «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год», утверждены прилагаемые нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области (далее – в т.ч. Нормативы технологических потерь) на 2017 год (далее – оспариваемое Постановление, Постановление № 113-пн).
Нормативы технологических потерь по тепловым сетям ГУ ОАО «ТГК-2» изложены в Приложении к оспариваемому Постановлению в виде таблицы следующего содержания:
Нормативы
Потери и затраты теплоносителя (воды), м3 Потери тепловой энергии, Гкал Расход электрической энергии, тыс. кВт*ч
Северодвинские городские тепловые сети 1 201 362 393 237 2 439
Архангельские городские тепловые сети 1 145 886 411 944 10 519
Тепловые сети МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения 125 331 88 196 -
Тепловые сети котельных 81 89 -
Постановление № 113-пн опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2016 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Комплексное коммунальное предприятие» (далее – ООО «ККП», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления № 113-пн в части (с учетом уменьшения объема оспариваемых норм в судебном заседании) нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, нормативов потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
В обоснование требований Общество указало, что указанным постановлением утверждены прилагаемые Нормативы технологических потерь. В Приложении к Постановлению Нормативы технологических потерь изложены в таблице в трех абзацах. В третьем абзаце – «Тепловые сети МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения», нормативы потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, нормативы потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал.
При рассмотрении арбитражного дела № А05-10015/2018 по иску ПАО «ТГК-2» к ООО «Специализированный транспорт» о взыскании сверхнормативных тепловых потерь, возникших в тепловых сетях ООО «ККП» при передаче тепловой энергии, при участии в деле Министерства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований судом было применено оспариваемое Постановление. При рассмотрении указанного дела судом исследовалось письмо Министерства от 10 января 2019 г. из которого следовало, что величина «88 196 Гкал», являющаяся по факту величиной нормативов тепловых потерь содержащихся в приложении к Постановлению, включает в себя потери на сетях других организаций, в том числе ООО «ККП» в размере 26844 Гкал. Также при рассмотрении арбитражного дела № А05-7777/2018 по иску ПАО «ТГК-2» к ООО «ККП» о взыскании задолженности за сверхнормативные потери, Министерство в ответ на запрос арбитражного суда в письме от 5 декабря 2018 г. указало, что в соответствии с Постановлением № 113-пн величина Нормативов технологических потерь для тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения составляет 88 196 Гкал и включает потери ООО «ККП» в размере 26844 Гкал. В настоящее время Архангельским областным судом рассматривается административное исковое заявление Общества о признании недействующим Постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 г. №66-т/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования (на 2017-2021 годы) деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Приморский муниципальный район» и «Северодвинск». Из предоставленного агентством по тарифам и ценам Архангельской области экспертного заключения по обоснованности расчета тарифов для ПАО «ТГК-2» следует, что при установлении тарифов для ПАО «ТГК-2» на 2017-2021 года, а также последующих корректировках этих тарифов (2018, 2019, 2020 годы) регулирующий орган учитывал величину Нормативов технологических потерь, установленную оспариваемым Постановлением. Следовательно, Общество является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением. Согласно порядка определения Нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года №325 Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям. Общество обладает статусом теплосетевой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии по своим сетям. Однако Общество не обращалось в Министерство с заявлением об утверждении нормативов потерь на своих сетях и не предоставляло необходимые документы для осуществления расчетов. Расчет Нормативов технологических потерь у Общества отсутствует. ПАО «ТГК-2» является теплоснабжающей организацией, а не теплосетевой. Тепловые сети Общества не принадлежали и не принадлежат ПАО «ТГК-2». Следовательно, Общество считает, что Министерство неправомерно утвердило для него Нормативы технологических потерь по заявлению ПАО «ТГК-2». Кроме того, содержание Постановления №113-пн в оспариваемой части является неопределенным, поскольку из буквального его содержания Нормативы технологических потерь утверждены именно для сетей ПАО «ТГК-2», хотя в действительности они утверждены и для других организаций, в том числе для административного истца.
В судебном заседании представитель Общества Ефимов В.В. административные исковые требования поддержал.
Министерство в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из письменного отзыва Министерства, объяснения представителя в предварительном судебном заседании следует, что требования Министерство не признает. Административный истец не обращался в Министерство с заявлением об установлении Нормативов технологических потерь применительно к принадлежащим ему тепловым сетям. Расчет указанных нормативов включен в абзац Приложения к Постановлению «Тепловые сети МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения», по заявлению ПАО «ТГК-2». Постановление не содержит сведений о том, что в общую величину Нормативов технологических потерь включены потери Общества. Оспариваемое постановление прав Общества не нарушает.
Заинтересованное лицо ПАО «ТГК-2» в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из письменного отзыва ПАО «ТГК-2», объяснения представителя в предварительном судебном заседании следует, что требования Общества оно не признает.
Прокурор Белхароев Р.М. в судебном заседании дал заключение о том, что Министерство необоснованно утвердило Нормативы технологических потерь в части тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения. В указанной части нормативный правовой акт включает потери других, не поименованных организаций, что вводит в заблуждение и создает правовую неопределенность. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. №760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в силу пункта 2 части 2 статьи 5 названного федерального закона относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 г. №128-пп (далее – Положение), определено, что Министерство осуществляет утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах Архангельской области с численностью населения 500 тысяч человек и более.
В соответствии с пунктом 11 Положения Министерство в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, издает постановления.
15 апреля 2016 г. ПАО «ТГК №2» обратилось в Министерство с заявлением об утверждении Нормативов технологических потерь на 2017 год.
23 ноября 2016 г. было принято оспариваемое Постановление. Постановление не отменено и является действующим.
Постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в сфере теплоснабжения. Порядок принятия и опубликования оспариваемого Постановления был соблюден.
Доводы Общества о том, что Министерство было не вправе устанавливать для него Нормативы технологических потерь по заявлению теплоснабжающей организации ПАО «ТГК-2», а так же то, что Постановление является неопределенным по своему содержанию, чем нарушаются его права, заслуживают внимания.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, и владеет на основании Концессионного соглашения от 15 декабря 2016 г. с муниципальным образованием «Талажское» объектами теплоснабжения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области, в том числе теплотрассой протяженностью 3 586, 6 м.
Источником тепловой энергии для тепловых сетей Общества является тепловая энергия теплоснабжающей организации ПАО «ТГК-2».
Между Обществом и ПАО «ТГК-2» заключен договор поставки тепловой энергии (теплоносителя) в целях компенсации потерь в сетях от 1 января 2019 г.
Следовательно, Общество является теплосетевой организацией, под которой в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
ПАО «ТГК-2» является теплоснабжающей организацией, под которой, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Порядок определения Нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя установлен приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. №325 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.
Пунктом 7 Порядка установлено, что теплосетевая организация, в составе документов по утверждению нормативов технологических потерь, представляет: сведения о результатах ежегодного сопоставления нормативных и отчетных показателей и выявленные при этом резервы экономии тепловой и электрической энергии и теплоносителя (энергосберегающий потенциал); мероприятия по повышению энергетической эффективности рассматриваемой тепловой сети и системы централизованного теплоснабжения, к которой относится рассматриваемая тепловая сеть, с указанием по каждому мероприятию сроков их выполнения, затрат на реализацию, экономического эффекта, годовой экономии тепловой, электрической энергии (топлива) и теплоносителя (химочищенной воды), сроков окупаемости.
Административный истец утверждает, что при рассмотрении дел № А05-10015/2018, № А05-7777/2018 в Арбитражном суде Архангельской области по искам ПАО «ТГК-2» к ООО «КПП» о взыскании сверхнормативных тепловых потерь, возникших в тепловых сетях ООО «КПП» при передаче тепловой энергии, арбитражным судом было применено оспариваемое Постановление.
При рассмотрении указанных дел судом исследовались письма Министерства от 5 декабря 2018 г., от 10 января 2019 г. из которых следовало, что величина «88 196 Гкал», являющаяся по факту величиной нормативов тепловых потерь содержащихся в приложении к Постановлению, включает в себя потери на сетях других организаций, в том числе ООО «ККП» в размере 26844 Гкал.
Из объяснения представителя Министерства в предварительном судебном заседании, а также письменного отзыва Министерства следует, что в величины нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, а также нормативов потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения фактически включены потери на сетях других организаций, в том числе потери Общества.
Таким образом, судом при рассмотрении административного дела установлено, что Постановлением № 113-пн в оспариваемой части величины нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, а также нормативов потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, фактически утверждены в том числе для тепловых сетей, эксплуатируемых Обществом, не являющимся собственностью ПАО «ТГК-2» и которыми указанная организация не владеет на каком-либо праве.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителей сторон Общество не обращалось в Министерство с заявлением об установлении для него Нормативов технологических потерь и не предоставляло обосновывающие документы.
Довод представителя Министерства о том, что установление Нормативов технологических потерь по заявлению теплоснабжающей организации для иной теплосетевой организации Порядком не запрещено является неверным.
Указанный Порядок является составной частью публичного правопорядка, которому свойственно разрешать лишь то, что прямо предусмотрено его нормами и, запрещать все, что прямо ими не предусмотрено.
Порядком прямо предусмотрено определение Нормативов технологических потерь для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети с исследованием обосновывающих первичных документов, а не для одной организации, включающей разрозненные величины Нормативы технологических потерь в одном объединенном показателе.
Кроме того, Общество утверждает, что расчет Нормативов технологических потерь в оспариваемой части является необоснованным, поскольку не основан на первичных документах организации.
По смыслу части 2 статьи 62, пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом при подготовке дела к судебному разбирательству Министерству и ПАО «ТГК-2» предложено представить обоснование Постановления в оспариваемой части, а также представить обосновывающие первичные документы.
Однако административным ответчиком и ПАО «ТГК-2» не предоставлено суду таких документов.
В то же время, в соответствии с пунктом 14 Порядка, при разработке нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии используются технически обоснованные энергетические характеристики (потери сетевой воды, потери тепловой энергии, удельный расход электроэнергии).
Энергетическая характеристика тепловой сети по показателю «потери сетевой воды» устанавливает зависимость технически обоснованных потерь теплоносителя на транспорт и распределение от источника тепловой энергии до потребителей от характеристик и режима работы системы теплоснабжения. При расчете норматива технологических потерь теплоносителя используется значение энергетической характеристики по показателю «потери сетевой воды» только в части тепловых сетей, находящихся в эксплуатационной ответственности теплосетевой организации.
Энергетическая характеристика тепловой сети по показателю «тепловые потери» устанавливает зависимость технологических затрат тепловой энергии на ее транспорт и распределение от источника тепловой энергии до границы балансовой принадлежности тепловых сетей от температурного режима работы тепловых сетей и внешних климатических факторов при заданной схеме и конструктивных характеристиках тепловых сетей.
К каждой энергетической характеристике прилагается пояснительная записка с перечнем необходимых исходных данных и краткой характеристикой системы теплоснабжения, отражающая результаты пересмотра (разработки) нормативной энергетической характеристики в виде таблиц и графиков. Каждый лист нормативных характеристик, содержащий графические зависимости показателей, подписывается руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети (пункт 15 Порядка).
Согласно пункту 23 Порядка, в состав документации по нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии входят: общие сведения об энергоснабжающей (теплосетевой) организации, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 7 к настоящему порядку; общая характеристика систем теплоснабжения, составленная согласно образцу, приведенному в Приложении 8 к настоящему порядку; общая характеристика систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей), составленная согласно образцу, приведенному в Приложении 9 к настоящему порядку; исходные данные для расчета нормативов технологических потерь, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 6 к настоящему порядку; энергетические характеристики тепловых сетей для систем централизованного теплоснабжения с присоединенной тепловой нагрузкой 50 Гкал/ч (58 МВт) и более; результаты энергетических обследований тепловых сетей, энергетический паспорт тепловой сети, содержащий топливно-энергетический баланс и перечень мероприятий, направленных на сокращение затрат энергоресурсов при передаче тепловой энергии (энергосберегающих мероприятий, мероприятий по сокращению резерва тепловой экономичности); результаты расчета нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 10 к настоящему порядку; фактические затраты энергоресурсов за периоды, предшествующие регулируемому, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 10 к настоящему порядку; результаты расчетов гидравлических режимов работы систем теплоснабжения для обоснования нормативных расходов теплоносителей; перечень предложений (мероприятий) по повышению энергетической эффективности работы систем транспорта тепловой энергии, составленный согласно образцу, приведенному в Приложении 11 к настоящему порядку; план разработки нормативных энергетических характеристик тепловых сетей.
Таким образом, порядок предусматривает проверку и анализ документации по Нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии, предоставленных теплосетевой организацией, в отношении которой устанавливаются Нормативы технологических потерь, однако такими документами Министерство не располагало.
Заключение ООО «Инженерный энергоцентр», согласно пояснениям представителя Министерства подготовлено по заказу ПАО «ТГК-2», не может подменять первичную документацию по Нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии. Кроме того, между ПАО «ТГК-2» и Обществом имеются судебные споры и конфликт экономических интересов в регулируемой сфере, а потому указанное заключение не является допустимым доказательством правильности расчета Нормативов технологических потерь.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Положения в целях осуществления своих полномочий Министерство имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и иные сведения от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций.
Соответственно, при утверждении Нормативов технологических потерь Министерство было вправе запросить недостающие первичные документы у организаций, эксплуатирующих тепловые сети.
Предоставленное Министерством заключение ГКУ АО «РЦЭ» судом не принимается, поскольку не основано на запросе первичных документах, которые предоставляются энергоснабжающей (теплосетевой) организацией в соответствии с Порядком.
Следовательно, Норматив технологических потерь в оспариваемой части является непроверяемым и недостоверным.
Кроме того, оспариваемое положение Постановления является неопределенным.
Из буквального содержания пункта 1 Постановления, а так же наименования Приложения к нему следует, что Нормативы технологических потерь утверждены для тепловых сетей ПАО «ТГК-2».
Однако, как установлено судом, в третьем абзаце Приложения к Постановлению – «Тепловые сети МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения», величины нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, а также нормативы потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, фактически утверждены в том числе для тепловых сетей, эксплуатируемых Обществом. При этом, Министерство исходило из конкретных величин Нормативов технологических потерь, которые объедены в общую величину.
Вместе с тем в Постановлении отсутствуют ссылки, сноски, примечания, разъяснения относительно данного обстоятельства. Из содержания текстовой части Постановления неясно о Нормативах технологических потерь каких организаций идет речь и в каком их размере. Формулировка «прочих организаций» является открытой для последующего толкования и создает неограниченные возможности для обоснования экономического расчета итоговой величины Норматива технологических потерь (величины нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, а также нормативы потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал) который произвольно и непрозрачно может быть подведен к этому значению в зависимости от непрописанных в тексте организаций, их количества и исходных данных для них. Указанная формулировка также входит в прямое логическое противоречие с пунктом 1 Постановления, а так же наименованием Приложения к нему так как из них следует, что Нормативы технологических потерь утверждены именно для тепловых сетей ПАО «ТГК-2».
В то же время из анализа расшифровки оспариваемых показателей в письменном отзыве Министерства следует, что оно располагало величинами Нормативов технологических потерь дифференцировано к показателям каждой организации для тепловых сетей МО «Город Архангельск».
Нормативы технологических потерь утверждены оспариваемым Постановлением по тепловым сетям ГУ ОАО «ТГК-2», что позволяет ПАО «ТГК-2» включать их в завышенном размере в тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. №11-П, от 11 ноября 2003 г. №16-П и от 21 января 2010 г. №1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Следовательно, механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения, а не толкования к нему.
Таким образом, Постановление в оспариваемой части является неопределенным, что ведет к его неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности его произвольного применения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Поскольку Нормативы технологических потерь в оспариваемой части применялись, то суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Следовательно, суд признает недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемое постановление Министерства в части нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, нормативов потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы в размере 4 500 рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Министерством.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Комплексное коммунальное предприятие» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 23 ноября 2016 г. № 113-пн «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год», в части нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) – 125 331 м3, нормативов потерь тепловой энергии – 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО «Город Архангельск» и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
Обязать министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Комплексное коммунальное предприятие» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 августа 2020 г.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин