Дело № 2-1686/2023
УИД 77RS0002-02-2022-014683-43
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2023 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Костылевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой А.Г.,
с участием представителя истца Перепелица О.А., представителей ответчика Шмыриной Т.К., Ковальчук И.Н., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2023 года
гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Басманный районный суд г. Москвы с иском к ОАО «РЖД», с учетом уточненного искового заявления, о признании бездействия по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 на станции Дивья незаконным; возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Дивья Пермского центра организации работы железнодорожных станций-структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожной станции Дивья Свердловской железной дороги. Железнодорожная станция Дивья входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Дивья. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. Указанное постановление вступило в силу 15.04.2021. Мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 Требований должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, то есть до 15.04.2022 включительно. Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Дивья, в течение установленного срока не реализованы. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Дивья Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Дивья (реестровый номер ЖСТ303404), утвержденном 23.07.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности (подп. «г» п.4 паспорта). В нарушение приведенных требований законодательства для защиты железнодорожной станции Дивья от актов незаконного вмешательства не привлечено подразделение транспортной безопасности. По результатам ранее проведенной проверки прокурором 26.04.2022 начальнику Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, среди которых указано нарушение законодательства о транспортной безопасности в части не привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Дивья, включенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделения транспортной безопасности. 19.05.2022 в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением поступил ответ от 19.05.2022 № ИСХ-335/СВЕРДД ДЗБ, из содержания которого следует, что ОАО «РЖД» не принимается достаточных мер для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, финансирование ОАО «РЖД» для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе расположенных на полигоне Свердловской железной дороги, сокращено. Аналогичного содержания ответ поступил в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением в рамках настоящей проверки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД» достаточных и необходимых мер к обеспечению транспортной безопасности на станции Пальники также не принимает. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
Определением Басманного районного суда города Москвы от 31.10.2022 гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия передано по подсудности на рассмотрение в Дзержинский районный суд г. Перми.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ. В обоснование заявленного ходатайства указано, что решением Дзержинского районного суда г. Перми 10.10.2019 по делу № 2-2306/2019 на ОАО «РЖД» возложена обязанность образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной инфраструктуры безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Дивья от актов незаконного вмешательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение вступило в законную силу 27.01.2020. Завяленный к разрешению иск по делу № 2-1686/2023 тождественен ранее рассмотренному иску в рамках дела № 2-2306/2019 спору, поскольку в обоих делах требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц путем привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты одного и того же объекта – железнодорожной станции Дивья.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, возражал против прекращения производства по делу.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по гражданскому делу в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Из смысла названной нормы права следует, что суд должен прекратить производство по делу, если по одному и тому же спору принято решение суда по существу или вынесено определение о прекращении производства по делу, т.е. положения данной нормы обязывают суд прекратить производство по делу в случаях, когда право на судебную защиту (право на судебное рассмотрение спора) было реализовано в состоявшемся ранее судебном процессе на основе принципов равноправия и состязательности сторон и направлены на пресечение рассмотрения судами тождественных исков.
Тождественность исковых требований определяется как совпадение сторон, предмета и основания иска. Предмет иска определяется как материально-правовое требование истца к ответчику. Под основанием иска понимают те факты, которые обосновывают требование о защите права или законного интереса. В основание иска входят лишь юридические факты, то есть факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
В силу ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Судом установлено, что в производстве Дзержинского районного суда г. Перми находилось гражданское дело № 2-2306/2019 по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности.
Исковые требования основаны на положениях ст. ст. 1, 4, 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 10.10.2019 исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворены; на ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение дополнительной оценки уязвимости на объекте транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция «Дивья»; в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить организационно-распорядительные документы, направленныена реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Дивья», в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства; в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция «Дивья» от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; с ОАО «Российские железные дороги» в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам пермского краевого суда от 27.01.2020 решение Дзержинского районного суда г. Перми от 10.10.2019 оставлено без изменения.
В рамках гражданского дела № 2-1686/2023 Пермским транспортным прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, предъявлены требования о признании бездействия ОАО «РЖД» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 на станции Дивья незаконным; возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Дивья Пермского центра организации работы железнодорожных станций-структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
Правовым основанием предъявленных требований являются положения ст. ст. 1, 4, 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.
При сопоставлении исковых требований, предъявленных в рамках гражданских дел № 2-2306/2019 и № 2-1686/2023 следует, что в обоих делах предметом предъявленного иска является возложение на ответчика обязанности по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Дивья, путем образования (сформирования) и (или) привлечения для защиты объекта подразделение транспортной безопасности. В качестве основания иска указано на нарушение ответчиком требований обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, имеет место тождественность всех трех составляющих спора – субъектного состава лиц, участвующих по делу, предмета и оснований иска – по настоящему и ранее рассмотренному делу. Указание в просительной части на иные сроки исполнения решения, а также изменение законодательства не свидетельствует об изменении предмета или оснований иска, основанием для вывода об отсутствии тождества исков не является, так как правовое значение имеет совпадение субъектного состава, предмета и основания иска. Испрашиваемый срок исполнения решения суда или нормативные акты, подлежащие применению при разрешении заявленных требований, правового значения в данном случае не имеют. Требование о признании бездействия ответчика незаконным не может быть признано с учетом субъектного состава спора самостоятельным исковым требованием, поскольку направлено не на защиту или восстановление права (статья 12 ГК РФ), а направлено лишь на установление факта нарушения ответчиком требования законодательства для удовлетворения основного требования - о возложении определенной обязанности. Таким образом, указание в просительной части искового заявления данного требования не может быть признано обстоятельством исключающим возможность установления тождества исков и прекращения производства по делу.
Кроме того, как следует из материалов дела на основании решения Дзержинского районного суда г. Перми от 10.10.2019 выдан исполнительный лист. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП по пермскому краю от 12.07.2021 возбуждено исполнительное производство № 136326/21/59050-ИП в отношении должника ОАО «РЖД». Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, исполнительное производство № 136326/21/59050-ИП от 12.07.2021 не окончено, исполнительный документ находится на принудительном исполнении.
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от 12.08.2022 ОАО «РЖД» предоставлена отсрочка исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от 10.10.2019 по делу № 2-2306/2019 до 14.04.2022.
Материалы гражданского дела данных об исполнении требований исполнительного документа, выданного на основании решения Дзержинского районного суда г. Перми от 10.10.2019, а также данных об окончании исполнительного производства № 136326/21/59050-ИП от 12.07.2021 не содержат.
На основании изложенного, поскольку на момент рассмотрения настоящего искового заявления имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда (дело № 2-2306/2019 от10.10.2019), имеются основания для прекращения производства по данному гражданскому делу на основании абз. 3 ст. 220 ГПК Российской Федерации.
Повторное предъявление аналогичных требований нарушает принцип недопустимости повторного разрешения судом одних и тех же требований, а соответственно, вынесения противоречащих друг другу судебных постановлений по одному и тому же вопросу.
Руководствуясь абз. 3 ст. 220, ст. 221, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
производство по делу по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 15 дней со дня принятия определения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Костылева
Мотивированное определение изготовлено 23 мая 2023 года.