Судья Екимова Т.А.                           Дело № 33-10472/2021

Уникальный идентификатор дела

50RS0035-01-2020-005500-55

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Луговом И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2021 г. апелляционную жалобу ГНН, действующего в интересах ГНН, на решение Подольского городского суда Московской области от 15 октября 2020 г. по гражданскому делу по иску ГНН, действующего в интересах несовершеннолетнего ГНН, к главному врачу ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника № 2» САВ, ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника № 2», Министерству здравоохранения Московской области о признании незаконным и отмене решения врачебной комиссии, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения истца, представителя ответчика ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника № 2»,

УСТАНОВИЛА:

ГНН, действующий в интересах несовершеннолетнего ГНН, обратился в суд с иском к главному врачу ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника <данные изъяты>» САВ о признании незаконным и отмене решения врачебной комиссии, компенсации морального вреда, указав, что его сын Г Ник.Н., <данные изъяты> г.р., ребенок-инвалид, имеет врожденное хроническое заболевание: Первичный иммунодефицит: Синдром Ди-Джоржи, код по МКБ-10 - D82.1 и нуждается в пожизненной заместительной терапии иммуноглобулином человека нормальным в количестве 0,2-0,4 гр/кг один раз в месяц. В соответствии с разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года №1492, за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от            30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление N 890). Указанным Постановлением закреплено право детей-инвалидов, а также лиц с гематологическими заболеваниями на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом. По решению врачебной комиссии медицинской организации назначение и выписывание лекарственных препаратов, в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи, необходимым пациентам по жизненным показаниям, осуществляется по торговым наименованиям. В 2018 году врачебной комиссии было принято решение об обеспечении ребенка-инвалида Г Ник.Н., <данные изъяты> г.р., жизненно необходимым препаратом ИГ Вена 5%. На протяжении нескольких лет ГНН для ребенка получал указанный препарат. 14.07.2020 ГНН обратился к лечащему врачу в Подольскую городскую детскую поликлинику №2, для предоставления ребенку лекарственного препарата ИГ Вена 5%, 12,5 гр., в связи с чем был выдан рецепт на бесплатное обеспечение, который отнесен в Аптечный киоск на <данные изъяты>, где его поставили в журнал отсроченного обеспечения, так как препарат отсутствовал в аптечной сети. 27.07.2020 заведующий Отделением ДГП №2 ФЕВ сообщила, что препарат предоставлен не будет из-за его отсутствия, а так же отсутствия его аналогов (импортного производства). Обратившись в Аптечный пункт, ГНН сообщили, что решением врачебной комиссии выданный ранее рецепт на лекарственное обеспечение аннулирован. Истец полагает действия врачебной комиссии по принятию решения об аннулировании выданного ранее рецепта не законными, не основанными на нормах действующего законодательства и нарушающими права ребенка-инвалида. С учетом изложенного истец просил суд признать незаконным и отменить решение врачебной комиссии об аннулировании выданного рецепта 46-20 № 2029766109886631, принятого протоколом внеочередного заседания врачебной комиссии № 16; взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Определением суда от 26 августа 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Московской области.

Определением суда от 10 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника № 2».

Решением Подольского городского суда Московской области от                 15 октября 2020 г. в удовлетворении иска ГНН отказано.

В апелляционной жалобе ГНН просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.

Судом установлено, что Г Ник.Н., <данные изъяты> г.р., является ребенком-инвалидом, имеет врожденное хроническое заболевание: Первичный иммунодефицит: Синдром Ди-Джоржи, код по МКБ-10 - D82.1, в связи с чем нуждается в пожизненной заместительной терапии иммуноглобулином человека нормальным в количестве 0,2-0,4 гр/кг один раз в месяц.

ГНН относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации.

МНН лекарственного препарата «Иммуноглобулин человека нормальный» (торговое наименование) - «И.Г.Вена». «И.Г.Вена» зарегистрирован на территорииР оссийской Федерации в Государственном реестре лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации под номером П N014603/01, производителем готовой лекарственной формы является раствор для инфузий, страна Италия.

Согласно инструкции применения лекарственного препарата, И.Г. Вена предназначен для внутривенного ведения, условия отпуска - из аптек отпускается по рецепту врача, для применения в условиях стационара.

14.07.2020 с рецептом от 10.07.2020 серии 46-20 № 2029766109886631 ГНН обратился в аптечный пункт № 6 ГБУ МО «Мособлмедсервис». в связи с отсутствием необходимого препарата на момент обращения рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.

27.07.2020 при проведении видеоселекторного совещания Управлением организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области заведующему педиатрическим отделением               ФЕВ было указано на несоблюдение требований Приказа Министерства здравоохранения России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», так как лекарственный препарат И.Г. Вена, согласно инструкции по применению, предназначен только для внутривенного введения. Лечение препаратом проводят в условиях стационара под наблюдением врача.

В связи с вышеизложенным вопрос был вынесен для рассмотрения на заседании врачебной комиссии ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника №2», что подтверждается протоколом внеочередного заседания врачебной комиссии.

В соответствии с п. 8 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний; на незарегистрированные лекарственные препараты, на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях, в связи с чем в целях дальнейшего проведения лекарственной терапии врачебной комиссией принято решение о направлении Г Ник.Н., <данные изъяты> г.р., на стационарное лечение.

В целях организации проведения лекарственной терапии в стационарных условиях, в адрес и.о. главного врача ГБУЗ МО «Подольская детская городская больница» направлено соответствующее письмо с приложением медицинских рекомендаций о применении указанного лекарственного препарата в заместительной терапии пациента.

По состоянию на 28.07.2020 лекарственный препарат, необходимый для проведения терапии ГНН, 2016 г.р., в ГБУЗ МО «ПДГБ» отсутствовал.

В целях обеспечения непрерывного лечения пациента путем взаимодействия учреждений здравоохранения г. Подольска с Министерством здравоохранения Московской области (с сотрудниками Управления организации медицинской помощи матерям и детям), принято решение о госпитализации ребенка в ГБУЗ МО «Московский областной центр охраны материнства и детства», куда заведующим поликлиническим отделением №1 ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника №2» выдано соответствующее направление 17.08.2020. Ребенок получил курс лечения в указанном выше медицинском учреждении 24.08.2020.

В связи с этим 27.07.2020 выданный рецепт был аннулирован решением врачебной комиссии Подольской городской детской поликлиники № 2 и возвращен на руки врачу ФЕВ

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска ГНН суд исходил из того, что лекарственный препарат И.Г. Вена предназначен только для внутривенного введения в условиях стационара под наблюдением врача, в связи с чем в силу пункта 8 Порядка назначения лекарственных препаратов (утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н) выданный рецепт был обоснованно отозван, а несовершеннолетний Г Ник.Н., в целях обеспечения непрерывного лечения – госпитализирован в                              ГБУЗ МО «Московский областной центр охраны материнства и детства», куда заведующим поликлиническим отделением №1 ГБУЗ МО «Подольская городская детская поликлиника №2» выдано соответствующее направление 17.08.2020. Ребенок получил курс лечения в указанном выше медицинском учреждении 24.08.2020г., в связи с чем оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении иска ГНН в части признания незаконным решения врачебной комиссии об аннулировании ранее выданного рецепта, поскольку из инструкции И.Г. Вена следует, что данный препарат предназначен только для внутривенного введения в условиях стационара под наблюдением врача, в связи с чем оформление рецепта на указанное лекарственное средство прямо противоречит пункту 8 Порядка назначения лекарственных препаратов (утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н).

Вместе с тем с выводом суда об отказе в удовлетворении иска ГНН в части взыскания компенсации морального вреда согласиться нельзя.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 29 названного Федерального закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).

Согласно статье 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данных нормативных правовых актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

В силу пункта 12.12 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28) Министерство осуществляет полномочия по организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в медицинских организациях Московской области и при реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, Министерство здравоохранения Московской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе детей-инвалидов, и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как бесплатное обеспечение лекарственными средствами тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно выписке из истории болезни № 2020/489/5 Г Ник.Н. показана регулярная заместительная терапия иммуноглобулином для внутривенного введения 1 раз в 3-4 недели.

Из материалов дела следует, что Г Ник.Н. не был обеспечен жизненно необходимым препаратом в июле 2020 года.

Таким образом, Министерством здравоохранения Московской области, как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами, были нарушены личные неимущественные права           Г Ник.Н., поскольку ввиду ненадлежащей организации обеспечения лекарственным препаратом июле 2020 года он был лишен возможности поддерживать необходимый жизненный уровень.

Принимая во внимание степень вины ответчика, обстоятельства, при которых были нарушены права ребенка-инвалида, учитывая степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями ребенка, руководствуясь принципом разумности и справедливости, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Московской области, привлеченного определением суда от 26 августа 2020 г. в качестве соответчика, в пользу ГНН, действующего в интересах несовершеннолетнего              Г Ник.Н., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░                   15 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10472/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Другие
Голубов Николай Николаевич действующего в интересах несовершеннолетнего Голубова Никодима Николаевича
Фролова Е.В.
Мособлформация
ТО Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области
Главный врач Подольской городской детской поликлиники № 2 Савиной Анастасии Владимировне
ГБУ МО Мособлмедсервис Аптечный пункт №6
Подольский городской прокурор
ГБУЗ МО «ПГДП №2»
Министерство Здравоохранения по Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Рыбкин М.И.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее