Решение по делу № 33а-2637/2021 от 14.05.2021

Судья Слягина И.Б.         Дело № 2а-234/2021

УИД № 35RS0027-01-2021-000072-82

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 июня 2021 года № 33а-2637/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Ширяевской Е.С., Молоковой Л.К.,

при секретаре Ивановой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Смирновой О.Н. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Смирновой О.Н. к администрации Череповецкого муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возложении обязанности согласовать схему и заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., объяснения представителя административных ответчиков по доверенности Соловьева В.А., судебная коллегия

установила:

Смирнова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 418 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ..., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №... на два земельных участка площадями 418 кв.м и 1481 кв.м.

09 ноября 2020 года Смирнова О.Н. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 418 кв.м, расположенного в ....

Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от 07 декабря 2020 года № №..., административному истцу отказано в перераспределении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в связи с тем, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 08 октября 2020 года № 500).

Считая свои права нарушенными, Смирнова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Череповецкого муниципального района об отмене решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области № 500 от 08 октября 2020 года, возложении обязанности согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №... площадью 418 кв.м, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» по адресу д. Вичелово муниципального образования Югское, предоставленную ею в заявлении 09 ноября 2020 года в администрацию Череповецкого района.

В обоснование требований указала, что территория земельного участка не занята какими-либо объектами, перечисленными в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ. Административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования.

Определением суда от 01 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области.

Определением суда от 20 февраля 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Смирновой О.Н. к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, администрации Череповецкого муниципального района в части отмены решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области № 500 от 08 октября 2020 года прекращено в связи с отменой оспариваемого решения.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года Смирновой О.Н. отказано в удовлетворении административных исковых требованиях о возложении обязанности согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №...

В апелляционной жалобе Смирнова О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения с удовлетворением заявленных требований, ссылаясь на доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков администрации Череповецкого района Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Соловьев В.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, не находит оснований для его отмены.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Как установлено материалами дела, 28 апреля 2017 года Смирнова О.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м, расположенного в д.... Приложенная к данному заявлению схема расположения земельного участка утверждена решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 23 мая 2017 года №.... Решение о перераспределении было принято с учетом земель общего пользования (проходов, проездов к существующим земельным участкам), площадь образуемого земельного участка увеличилась и составила 1899 кв.м.

В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером №..., который состоит из земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м и земель, находящихся государственной собственности площадью 399 кв.м.

21 ноября 2017 года Смирнова О.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1899 кв.м, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложенной схеме расположения земельного участка, и утверждении указанной схемы.

Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от 12 декабря 2017 года №..., Смирновой О.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что земельный участок площадью 292 кв.м, за счет которого предполагается перераспределение земельного участка с кадастровым номером №..., расположен на землях общего пользования.

08 октября 2020 года решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района № 500 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № 302/2020 площадью 2203 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: ..., территориальная хона: «Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку – земельные участки (территории) общего пользования. Ограничения и обременения: Водоохранная зона Рыбинского водохранилища.

09 ноября 2020 года Смирнова О.Н. вновь обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №... площадью 418 кв.м, расположенного в д. ..., который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №... на 2 земельных участка площадями 418 кв.м и 1481 кв.м.

Решением администрации Череповецкого муниципального района, оформленным письмом от 07 декабря 2020 года №..., административному истцу отказано в перераспределении вышеуказанного земельного участка со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 6 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 08 октября 2020 года № 500).

29 декабря 2020 года решением Комитета администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области № 667 на основании акта Государственного земельного надзора от 28 декабря 2020 года вышеуказанное решение № 500 от 08 октября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отменено.

Решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 29 декабря 2020 года № 668 утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории №387/2020 площадью 1994 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: ..., территориальная зона «Ж-2 Зона застройки индивидуальными жилыми домами»; установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку: земельные участки (территории) общего пользования; ограничения и обременения: Водоохранная зона Рыбинского водохранилища.

Отказывая Смирновой О.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района руководствовался положениями пункта 12 статьи 85, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В частности, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Таким образом, нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый Смирновой О.Н. земельный участок, находящийся в государственной собственности, частично расположен на землях общего пользования, границы которых утверждены действующим в настоящее время решением Комитета от 29 декабря 2020 года № 668.

С учетом изложенного суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к обоснованному выводу, что не имеется оснований для возложении обязанности на административных ответчиков согласовать схему, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №... площадью 418 кв.м, по адресу д. Вичелово муниципального образования Югское.

С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена, в данном случае может привести к неконтролируемому замещению всей свободной территории поселения без учета необходимого баланса частных и публичных интересов, к нарушению планомерного развития территории, учитывая помимо прочего, что Смирнова О.Н. неоднократно пользовалась правом на перераспределение, увеличивая площадь своего земельного участка.

Решение Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 29 декабря 2020 года № 668 об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории №..., площадью 1994 кв.м, которой установлен вид разрешенного использования образуемому земельному участку: земельные участки (территории) общего пользования в настоящее время незаконным не признано.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции, и признает его законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой О.Н. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий    

Судьи:    

33а-2637/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнова Ольга Николаевна
Ответчики
Администрация Череповецкого муниципального района
Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Ширяевская Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
14.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее