Решение по делу № 33-4133/2023 от 23.05.2023

УИД 47RS0006-01-2021-006517-87

Дело № 33-4133/2023

№ 2-629/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бумагиной Н.А.

судей Алексеевой Г.Ю., Боровского В.А.,

при секретаре Дементьевой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной Савельевой Людмилы Геннадьевны, Савельева Игоря Ивановича, Хилькевич Оксаны Витальевны на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области <данные изъяты> года по гражданскому делу №2-629/2022 по исковому заявлению Савельевой Людмилы Геннадьевны, Савельева Игоря Ивановича, Ревенко Игоря Сергеевича, Вершининой Анастасии Геннадьевны, Вершининой Янины Геннадьевны к АО «ЕИРЦ ЛО» об обязании вернуть незаконно полученные денежные средства по квартплате и коммунальным услугам, о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ФИО16, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Савельева Л.Г., Савельев И.И., Ревенко И.С., Вершинина А.Г., Вершинина Я.Г. с учетом принятых уточнений обратились с иском к АО «ЕИРЦ ЛО», указав в обоснование заявленных требований, что начиная с 2011 г. ответчиком незаконно производится начисление коммунальных услуг на основании Правил №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов», в том числе на основании Постановления №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Полагают, что данные документы не являются нормативными актами, поскольку не прошли государственную регистрацию, а потому не могут применяться в качестве обоснования начисления коммунальных услуг. Считают, что наличие у них задолженности по оплате за коммунальные услуги, не свидетельствует о признании их должниками при отсутствии какого-либо судебного решения. Поскольку был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения COVID-19, в период с 17.03.2020 применяются обстоятельства непреодолимой силы в отношении потребителей услуг, а потому имеются основания для списания начислений по квартплате и коммунальным услугам за период с 17.03.2020 до окончания действия пандемии. Полученные в указанный период от потребителей денежные средства за оказанные коммунальные услуги должны быть возвращены потребителю в полном объеме. Так же считают, что ввиду отсутствия нормы права и нормы материального права по вине Правительства РФ, законодательного органа власти, а именно отсутствие нормативного правового акта или федерального законодательства в РФ о возможности взыскания оплаты за коммунальные услуги, порядок их начисления, определения тарифов (стоимости), энергоснабжающие организации, управляющие организации и ГРО лишены законного права по взысканию коммунальных услуг и начисления. Ответчик не имеет лицензии на вид деятельности как оператора платежной системы, а потому не имеет права на взимание платы, а потому его действия по взиманию платы с населения являются незаконными, в связи с чем, полученные по незаконным действиям денежные средства являются неосновательным обогащением и должны быть возвращены населению. Поскольку действиями ответчика, истцам, как потребителям коммунальных услуг, причинены нравственные страдания, просят взыскать с ответчика в пользу каждого компенсацию морального вреда в размере по 100 000 рублей, а так же взыскать неустойку в размере незаконно полученных денежных средств.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Савельевой Людмиле Геннадьевне, Савельеву Игорю Ивановичу, Ревенко Игорю Сергеевичу, Вершининой Анастасии Геннадьевне, Вершининой Янине Геннадьевне к АО «ЕИРЦ ЛО» об обязании вернуть незаконно полученные денежные средства по квартплате и коммунальным услугам, списании задолженности по начисленным платежам, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказано.

Дополнительным решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 7 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Савельевой Людмиле Геннадьевне, Савельеву Игорю Ивановичу, Ревенко Игорю Сергеевичу, Вершининой Анастасии Геннадьевне, Вершининой Янине Геннадьевне, Хилькевич Оксане Витальевне в удовлетворении исковых требований к АО «ЕИРЦ ЛО» о компенсации морального вреда отказано.

Савельева Л.Г., Савельев И.И., Хилькевич О.В. не согласились с законностью и обоснованностью постановленного судом решением, подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить. В обосновании доводов жалобы указано, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, не установлены обстоятельства по делу, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, неправильно применены нормы материального права.

Дополнительное решение сторонами не обжаловалось.

В суде апелляционной инстанции Савельева Л.Г., Савельев И.И., Хилькевич О.В. поддержали доводы, апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить по изложенным основаниям.

Представитель АО «ЕИРЦ ЛО» Смирнова И.Л. возражала против удовлетоврения апелляционной жалобы, указав на отсутствие оснований.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении в адрес судебной коллегии не направляли, в связи с чем, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив апелляционную жалобу в пределах доводов, выслушав мнение представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно требований ст. ст. 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Обязательство должно исполняться в срок, установленный договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 2 - 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу положений п. п. 1, 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Согласно п. 37 главы 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п. 34 главы 5 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

В силу пункта 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату расходов на оплату отведения сточных вод в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Вершинина Я.Г. и Савельева Л.Г. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> размере ? доли и <данные изъяты>, соответственно (т.1 л.д.35-37, 38-58).

Из справки о регистрации по Ф9 следует, что в указанной квартире зарегистрированы: по месту жительства ФИО3 и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, по месту пребывания ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 и ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.25).

АО «ЕИРЦ ЛО» создано на основании распоряжения Правительства ЛО -р от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.157) в целях создания единой социально ориентированной системы начисления и сбора платежей за предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги, усиления контроля и обеспечения прозрачности проведения расчетов с поставщиками услуг на территории Ленинградской области. Осуществляет свою деятельность на основании Устава (т.1 л.д.94-105).

На основании заключенных агентских договоров предоставляет заказчикам (НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», МУП «Тепловые сети», МУП «Водоканал») в рамках договоров юридические и фактические действия по реализации комплекса работ по произведению расчета платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые Заказчиками населению на обслуживаемой им территории; формирование и печать единого платежного документа «счет за жилищно-коммунальные услуги».При этом Заказчики делегирует Исполнителю право выступать в роли поставщика, которому вносится плата за ЖКУ, указывая в счете платежные реквизиты Исполнителя, как получателя платежа; сбор и обработку поступивших в пользу Заказчика платежей; распределение денежных средств, поступивших от населения за ЖКУ, между поставщиками ЖКУ; перечисление денежных средств, поступивших от населения за ЖКУ, на расчетный счет Заказчика, как поставщика услуг; начисление населению штрафных санкций при просрочке оплаты ЖКУ; осуществление перерасчета стоимости ЖКУ при недоплате, отключении, некачественной поставке, в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании документа, составленного Заказчиком:

- агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Водоканал» (т.1 л.д.65-69),

- договор с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» (т.1 л.д.70-81), - агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Тепловые сети» (т.1 л.д.82-87),

- агентский договор /ОФ/03-19 от ДД.ММ.ГГГГ с АО «УК по обращению с отходами в <адрес>» (т.1 л.д.106-111).

Согласно представленной справке о начислениях и оплате по лицевому счету жилья (ЛО <адрес>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность в размере 70 955 рублей 52 копейки, пени – 1 429 рублей 32 копейки, последняя дата оплаты ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.88-93).

С ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» перешел на прямые договорные отношения с собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.206). С указанного периода через АО «ЕИРЦ ЛО» происходит начисление платы, выпуск квитанций и сбор оплаты за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения по жилым помещениям. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу истцом имеется задолженность по оплате холодного водоснабжения и водоотведения в размере 8561 рубль 72 копейки, последняя оплата – ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.207).

Размер задолженности по оплате коммунальных услуг в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 678 рублей 98 копеек, последний платеж ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.209), на ДД.ММ.ГГГГ – 7 131 рубль 18 копеек, последний платеж ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.84).

Размер задолженности по оплате коммунальных услуг в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» по состоянию на март 2022 г. составляет 19 384 рубля 84 копейки (т.1 л.д.213).

ООО «Ленстрой» осуществляет управление многоквартирным жилым домом истцов с января 2021 на основании решения собственников многоквартирного жилого дома, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.20-24), договор управления многоквартирным жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.25-30). Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.81).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, руководствуясь статьями 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из того, что права истца действиями (бездействиями) ответчика нарушены не были; начисления по коммунальным платежам производятся в соответствии с действующим законодательством; обстоятельства, на которых истцы основывают свои требования не подтверждены, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов о перерасчете оплаты за жилищно-коммунальные услуги, об обязании вернуть незаконно полученные денежные средства по квартплате и коммунальным услугам и производных от основных требованиях компенсации морального вреда, неустоек, штрафа, судебных расходов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик необоснованно, в нарушение закона производил начисления за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" судебная коллегия находит необоснованным в виду следующего.

В силу статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1 в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 128-ФЗ).

В редакции, действовавшей до 24 апреля 2020 года аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Первоначально текст нормативного правового акта официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 года N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 года, N 116.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации и регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки истцом о том, что Правила №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов», в том числе Постановление №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не являются нормативными актами, поскольку не прошли государственную регистрацию, а потому не могут применяться в качестве обоснования начисления коммунальных услуг, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Довод о том, что в связи с введением режима повышенной готовности из-за угрозы распространения COVID-19, в период с 17.03.2020 применяются обстоятельства непреодолимой силы в отношении потребителей услуг, в связи с чем имеются основания для списания начислений по квартплате и коммунальным услугам за период с 17.03.2020 до окончания действия пандемии, судебная коллегия находит основанными на неверном толковании права.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), предусмотрен мораторий на начисление исполнителями коммунальных услуг, поставщиками коммунальных ресурсов и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы).

В соответствии с пунктом 2 постановления N 424 положения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с пунктами 19, 21, 148 (1), 148 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", до 1 января 2021 года применяются в части, не противоречащей постановлению N 424.

Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.

В силу пункта 4 постановления N 424 также предусматривает, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 года.

Пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 года взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, оснований для освобождения истцов от обязанности по уплате за жилье и коммунальные услуги в связи с введенным особым положением в виду распространения COVID-19 не имеется.

Доводы истцов о жалобы о недопустимости передачи АО «ЕИРЦ ЛО» функций по начислению и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги, судебная коллегия отклоняет, как необоснованные в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Таким образом, типовые договоры с ресурсоснабжающей организацией могут содержать условия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истцов, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции и по своему содержанию сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что суд неверно оценил представленные доказательства, пришел к неправильным выводам, - судебная коллегия считает несостоятельными, т.к. из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований ст. ст. 12, 55, 56, 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, в качестве доказательств, отвечающих ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно ст. 67 ГПК РФ.

Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении судом норм права или допущенной судебной ошибке и не является основанием для отмены решения суда.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных исковых требований, повторяют позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, не проверенных судом первой инстанции, получили надлежащую оценку суда, с чем соглашается судебная коллегия. Доводы жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда и направлены на иную оценку доказательств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от <данные изъяты> года оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельевой Людмилы Геннадьевны, Савельева Игоря Ивановича, Хилькевич Оксаны Витальевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4133/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Савельев Игорь Иванович
Вершинина Янина Геннадьевна
Вершинина Анастасия Геннадьевна
Савельева Людмила Геннадьевна
Ревенко Игорь Сергеевич
Ответчики
АО ЕИРЦ ЛО
Другие
Гусева Ольга Владимировна
Некоммерческая организация Фонд капитального ремонта многоквартирных домом
МУП Водоканал
Хилькевич Оксана Витальевна
ООО Ленстрой
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
МУП ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ
Демкин Сергей Александрович
АО УК по обращению с отходами в ЛО
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Бумагина Наталья Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
23.05.2023Передача дела судье
27.06.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее