УИД: 66OS0000-01-2020-000038-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
22 июля 2020 года |
Номер производства 3а-156/2020
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2020 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем Зайнуллиным И.У.,
с участием прокурора Войновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство 3а-156/2020
по административному исковому заявлению Цехера Григория Яковлевича, Золотухиной Татьяны Федоровны, Поддубной Екатерины Владимировны
о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
22 апреля 2014 года Правительство Свердловской области постановлением № 306-ПП утвердило Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.
Данное постановление опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 29 апреля 2014 года.
Впоследствии в указанный акт неоднократно вносились изменения.
Цехер Г.Я., Золотухина Т.Ф., Поддубная Е.В. (далее – административные истцы) обратились в Свердловский областной суд с административным иском с учетом уточнений о признании не действующим Постановления Правительства Свердловской области от 16 января 2020 года № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП» (далее – Постановление № 1-ПП) в части исключающей капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5 (в приложении в таблице строки 25587 – 25590).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений (квартир) находящихся в многоквартирных домах № 21 корпуса 2-5 по улице Малышева города Екатеринбурга.
Оспариваемым постановлением указанные многоквартирные дома были незаконно исключены из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Исключение многоквартирных домов из Региональной программы было осуществлено не в рамках её очередной актуализации, а произвольно, в нарушение части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).
От Правительства Свердловской области (далее – административный ответчик) поступили возражения, в которых представитель административного ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку Постановление № 1-ПП принято в пределах компетенции Правительства Свердловской области, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В частности, административным ответчиком указано, что согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Приведенной федеральной норме корреспондируются положения Закона № 127-ОЗ, устанавливающего, что Региональная программа капитального ремонта включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области за исключением: многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым уполномоченным органом (статья 8).
Во исполнение Закона № 127-ОЗ принят Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской от 05 июня 2014 года № 79, в котором предписано, что общее имущество многоквартирного дома подлежит капитальному ремонту, если совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений не превышает размер предельной стоимости указанных услуг и (или) работ, которая может быть оплачена региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (за исключением случаев принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений об уплате дополнительных взносов на капитальный ремонт и (или) о финансировании работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме за счет иных не запрещенных законом источников).
Размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади помещений в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении капитального ремонта на 2019 год утвержден Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31 мая 2018 года № 229.
Согласно положениям указанного Приказа размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади помещений в пятиэтажном кирпичном многоквартирном доме при проведении его капитального ремонта составляет 11 016,14 руб. (далее - Предельная стоимость).
Многоквартирные дома по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21, корпуса 2-5 отнесены к объекту культурного наследия федерального значения (жилой дом 1930 года постройки, архитекторы М.Я. Гинзбург, А.К. Пастернак, С.В. Прохоров).
Капитальный ремонт объекта культурного наследия необходимо осуществлять с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
По информации, полученной от Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в 2019 году был проведен осмотр основных конструктивных элементов многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5.
Произведенный в последующем объектный сметный расчет стоимости капитального ремонта указанных многоквартирных домов показал, что стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в указанных домах (с учетом работ по разработке научно-проектной документации, а также услуг по строительному контролю) в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает размер 11 016,14 руб.
От заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Фонд) поступил отзыв, в котором изложены возражения против доводов административного иска.
В частности представитель заинтересованного лица пояснил, что Фонд является одним из исполнителей Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях определения предварительной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, для планирования финансирования работ по их капитальному ремонту Фонд в 2019 году привлек проектнуюорганизацию ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» в рабочую группу для обследования и оценки технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей спорных многоквартирных домов.
Проектная организация по итогам проведенного осмотра многоквартирных домов без учета предмета культуры, в соответствии с ВСН 53-86 (р) «Правила физического износа жилых зданий», составила дефектные ведомости и передала их в Фонд.
По результатам расчетов, произведенных Фондом на основе полученных данных, было установлено, что стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в расчете на 1 кв.м. превышает размер предельной стоимости 1 кв.м. общей площади помещений в пятиэтажном многоквартирном доме с каменными стенами при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2019 год в размере 11016 руб. 14 коп., которая оплачивается Фондом за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
От заинтересованного лица – Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области также поступили письменные возражения, в которых, содержится просьба отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Свердловской области и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации, и тем самым не нарушает права административных истцов.
От заинтересованного лица – Министерства энергетики и жилищно–коммунального хозяйства Свердловской области (далее – Министерство) поступили возражения, суть которых сводится к следующему.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта на 2015-2044 годы.
Согласно статье 4 Закона № 127-ОЗ Министерство является органом государственной исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на непосредственную подготовку Региональной программы капитального ремонта в установленном порядке.
Постановлением Правительства № 1-ПП строки 25587-25590 Перечня признаны утратившими силу, соответственно, многоквартирные дома, расположенные в г. Екатеринбурге, по улице Малышева, д. 21, корпуса 2-5 исключены из Региональной программы в рамках ее очередной актуализации на основании части 2 статьи 168 ЖК РФ.
В судебном заседании явившиеся в него административные истцы и их представитель Цехер Г.Я. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, дополнительно пояснили, что представленные в материалы административного дела сметные расчеты стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5 являются недопустимыми доказательствами, поскольку не заверены надлежащим образом, не содержат сведений о заказчике, о лицах их подписавших, о дате утверждения.
Представители Правительства Свердловской области, Фонда возражали против заявленных требований по доводам письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, Министерство, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, суд рассматривает административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (статья 5 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Пунктом 6.1 статьи 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Статей 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом № 127-ОЗ.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта установлены статьей 7 Закона № 127-ОЗ:
-подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Свердловской области (пункт 2);
-непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом; в ее подготовке принимают участие уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и региональный оператор (пункт 3);
-подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основе информации и сведений, представленных уполномоченному органу в установленном порядке (пункты 4, 5);
-уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту; уполномоченный орган дорабатывает проект региональной программы капитального ремонта с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7);
-региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8);
-размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от
14 марта 2008 года № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области была представлена на рассмотрение Правительства Свердловской области и утверждена
22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола.
Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Постановлением № 1-ПП многоквартирные дома, расположенные по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5 исключены из Региональной программы, в приложении в таблице строки 25587-25590 признаны утратившим силу.
Данное Постановление оформлено в надлежащей форме, опубликовано на «Официальном интернет – портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov.ru) 16 января 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом - Правительством Свердловской области в пределах компетенции, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
По процедуре принятия нормативный правовой акт административными истцами не оспаривается за исключением содержания преамбулы Постановления № 1-ПП, целью которой является обеспечение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, в то время как оспариваемый нормативный правовой акт по существу признает утратившим силу строки 25287-25589, то есть исключает из Региональной программы многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту.
По указанному представителем административных истцов Цехером Г.Я. основанию суд не усматривает нарушений применительно к форме нормативного правового акта, поскольку преамбула, как правило, всегда отражает декларативный предмет правового регулирования.
В рассматриваемом случае, это проведение капитального ремонта.
Однако правовое регулирование капитального ремонта подразумевает под собой не только актуализацию программы капитального ремонта путем включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта, но и исключения многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта, что нашло свое отражение в оспариваемой административными истцами части Постановления № 1-ПП.
При проверке оспариваемой части Постановления № 1-ПП на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).
Исходя из положений части 1 статьи 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры, и в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 ЖК РФ).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 ЖК РФ).
Согласно статье 8 Закона № 127-ОЗ в региональную программу капитального ремонта не могут включаться многоквартирные дома, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов; многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым уполномоченным органом; многоквартирные домов, в которых имеется менее чем три квартиры; многоквартирные домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном настоящим Законом, приняты решения о сносе или реконструкции;
Таким образом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта при ее утверждении и последующей актуализации.
Решением Свердловского областного суда от 21 января 2020 года по административному производству № 3а-3/2020 установлено, что в 2017 году многоквартирные дома по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева д. 21 корпуса 2-5 были отнесены к объекту культурного наследия федерального значения (жилой дом 1930 года постройки, архитекторы М.Я. Гинзбург, А.К. Пастернак, С.В. Прохоров).
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации содержатся сведения об объекте культурного наследия федерального значения «Жилые дома», 1931 - 1933 гг. (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева,
ул. Хохрякова.
Ансамбль принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и зарегистрирован в Реестре приказом Минкультуры России от 03 октября 2017 года № 110343-р с присвоением ему регистрационного номера 661720986390006.
Указанные многоквартирные дома с момента принятия Постановления Правительства Свердловской области № 306-ПП были включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, по которой срок капитального ремонта неоднократно переносился.
Как следует из Пояснительной записки к проекту постановления Правительства Свердловской области «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП» проект об исключении из Региональной программы многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5, разработан с учетом предложений, поступивших в Министерство.
Между тем, ни суть предложений, ни основания для исключения из Региональной программы многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5, не отражены в пояснительной записке.
Представитель Министерства (орган государственной исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на непосредственную подготовку региональной программы капитального ремонта) пояснил, что правовым основанием для исключения из Региональной программы многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5, являются положения части 2 статьи 168 ЖК РФ и статьи 8 Закона № 127-ОЗ - превышение предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства от 31 мая 2018 года № 229 в размере 11016, 14 руб.
В качестве документального подтверждения изложенного выше основания Министерство сослалась на информацию, полученную от Фонда в 2019 году.
Как следует из письменных пояснений Фонда, который является одним из исполнителей Региональной программы и организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, последним в целях изучения вопроса о возможности капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, имеющих статус объектов культурного наследия, был проведен осмотр основных конструктивных элементов многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2-5.
В целях определения предварительной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов Фонд в 2019 году привлек проектную организацию ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» в рабочую группу для обследования и оценки технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей спорных многоквартирных домов.
Проектная организация по итогам проведенного осмотра многоквартирных домов составила дефектные ведомости и передала их в Фонд.
Фонд произвел расчет на основе полученных данных, по итогам которого было установлено, что стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в расчете на 1 кв.м. превышает 11016 руб. 14 коп. - размер предельной стоимости 1 кв.м. общей площади помещений в пятиэтажном многоквартирном доме с каменными стенами при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, на 2019 год.
На примере многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург,
ул. Малышева, д. 21, корп. 5, являющегося пятииэтажным многоквартирным домом, стены которого, выполнены из кирпича, Фонд указал, что общая площадь помещений, расположенных в указанном доме, составляет 2 178.10 кв. м.
В соответствии с объектным сметным расчетом стоимость всех работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в доме составит 25 691,48 тыс. руб.
Следовательно, стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в Доме в расчете на один квадратный метр общей площади имеющихся в нем помещений составляет 11 795,36 рублей (сметная стоимость/общая площадь помещений), что превышает предельную стоимость.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
Положениями статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе (часть 2 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
В соответствии с частями 1-5 и 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В материалы административного дела представлена переписка Фонда с ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ», из содержания которой следует, что организация проводила обследование МКД по ул. Малышева, 21 корп. 2-5 28 октября 2019 года, по результатам которого были предоставлены Ведомости объемов работ и на их основании сметы на проведение капитального ремонта.
Также в материалы административного дела Фонд представил Акты осмотра от 28 октября 2019 года, Дефектные ведомости на ремонт крыши (покрытие), на ремонт крыши (чердачное помещение), на ремонт фасада, на ремонт подвальных помещений, Ведомости объемов работ на ремонт системы электроснабжения, Дефектные ведомости на ремонт системы холодного водоснабжения, на ремонт системы горячего водоснабжения, на ремонт системы теплоснабжения, на ремонт систем хозяйственно-бытовой канализации, а также локальные сметные расчеты.
Проверяя довод административного ответчика о наличии правовых оснований для исключения из Региональной программы многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5, в связи с превышением предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, суд установил, что, действительно Приказом Министерства от 31 мая 2018 года № 229 утвержден размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площади помещений в многоквартирном доме при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в 2019 году (приложение № 2).
Согласно указанному приложению, предельная стоимость одного квадратного метра общей площади помещений в многоквартирном доме (рублей/кв. метр с учетом налога на добавленную стоимость) для многоквартирного дома с каменными (кирпичными, блочными, панельными, монолитными) стенами от четырех до пяти этажей составляет 11016, 14 руб.
Из представленных в материалы административного дела Актов осмотра от 28 октября 2019 года, усматривается, что осмотр многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, ул. Малышева, д. 21, корпуса 2 -5, проведен ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» на основании договора подряда для разработки планов, схем, а также дефектных ведомостей на капитальный ремонт общего имущества конструктивных элементов и инженерного оборудования.
Как следует из пояснений Фонда, договор подряда с ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» не был заключен, услуги оказаны безвозмездно.
Для определения предварительной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» провело оценку технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей спорных многоквартирных домов, о чем составила дефектные ведомости, и передало их в Фонд,
Согласно общим требованиям, предъявляемым к документам, составленным в рамках договора подряда, локальные сметы относятся к первичной сметной документации и составляются на отдельные виды работ на основании дефектных ведомостей.
Дефектная ведомость (опись работ) относится к первичным сметным документам.
Дефектная ведомость является неотъемлемой частью локальной сметы.
Исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств отвечающих требованиям статей 59-61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку представленные Фондом дефектные ведомости не утверждены руководителем предприятия в установленном порядке (отсутствует подпись руководителя, печать и дата утверждения).
Кроме прочего, в локальных сметных расчетах отсутствует информации о датах их составления, согласования и утверждения, подписей утвердивших их лиц, должностей, ФИО, подписей лиц, которые составили и проверили указанные локальные сметные расчеты.
Акт осмотра от 28 октября 2019 года по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева 21/ 2 не содержит подписи Заказчика (организации, организующей капитальный ремонт), представителя ОМС.
Акт осмотра от 28 октября 2019 года по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева 21/ 4 не содержит подписи Заказчика (организации, организующей капитальный ремонт), представителей собственников, представителей ТСЖ, представителя ОМС.
Акт осмотра от 28 октября 2019 года по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева 21/ 5 не содержит подписи Заказчика (организации, организующей капитальный ремонт), представителей собственников, представителя ОМС.
Акт осмотра от 28 октября 2019 года по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева 21/ 3 не содержит подписи Заказчика (организации, организующей капитальный ремонт), представителей собственников, представителя ОМС.
Таким образом, копии Актов осмотра, локальных актов и дефектных ведомостей, которые предоставлены в материалы административного дела (л.д. 133-268 т. 2, л.д. 1-132 т. 3) являются недопустимыми доказательствами.
А поскольку недопустимые доказательства не имеют юридической силы, поэтому ходатайство представителя Цехера Г.Я. об исключении данных документов из числа доказательств - законно и обоснованно, вследствие чего акты осмотра, локальные акты и дефектные ведомости не могут быть взяты за основу в качестве доказательств, подтверждающих обоснованность исключения спорных многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта по заявленному выше основанию.
Иных доказательств, подтверждающих факт превышения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади помещений в многоквартирном доме, свыше 11016, 14 руб., административным ответчиком не представлено.
В связи с изложенным, предусмотренные частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые могли послужить основанием для принятия оспариваемого в части Постановления № 1-ПП, не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и как следствие, нарушают права административных истцов на проведение капитального ремонта в сроки, предшествующие актуализации Региональной программы оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения административного иска.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Принимая во внимание положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины оплаченной административными истцами при обращении в суд с административными исками, что подтверждается чеками-ордерами ПАО Сбербанк.
Поскольку решение суда состоялось в пользу административных истцов в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежат взысканию в пользу Поддубной Екатерины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) руб., в пользу Цехера Григория Яковлевича - 300 (триста) руб., в пользу Золотухиной Татьяны Федоровны – 300 (триста) руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Поддубной Екатерины Владимировны, Цехера Григория Яковлевича, Золотухиной Татьяны Федоровны о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Постановление Правительства Свердловской области от 16 января 2020 года № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП» в части признания утратившим силу в приложении в таблице строки 25587-25590.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Свердловской области.
Взыскать с Правительства Свердловской области в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу Поддубной Екатерины Владимировны 600 (шестьсот) руб., в пользу Цехера Григория Яковлевича 300 (триста) руб., в пользу Золотухиной Татьяны Федоровны – 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова