Дело № 2-370/2022 13 апреля 2022 года
УИД 29RS0021-01-2022-000464-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Залоговой А.П.
при секретаре Ереминой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк 13 апреля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению администрации Плесецкого муниципального округа к Отделению судебных приставов по Плесецкому району и г.Мирному Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Плесецкого муниципального округа обратилась в суд с иском к Отделению судебных приставов по Плесецкому району и г.Мирному Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по АО и НАО), Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО (далее - УФССП по АО и НАО) об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивируют тем, что решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования ФИО1. Администрация МО «Плесецкий район» обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в виде отдельной квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта в черте поселка Плесецка Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации МО «Плесецкий район» возбуждено исполнительное производство №, решение в установленный срок должником не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с администрации МО «Плесецкий район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Просит освободить администрацию Плесецкого муниципального округа от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Представитель истца администрации Плесецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчиков ОСП по Плесецкому району и г.Мирному УФССП по АО и НАО, УФССП по АО и НАО ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями была не согласна. Указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации МО «Плесецкий район» возбуждено исполнительное производство №, решение в установленный срок должником не исполнено. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, срок для исполнения решения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени решение суда не исполнено. Полагает, что оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Выслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования ФИО1. Администрация муниципального образования «Плесецкий район» обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в виде отдельной квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта в черте поселка Плесецка Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Плесецкому району и г.Мирный от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации МО «Плесецкий район» возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Плесецкому району и г.Мирный от ДД.ММ.ГГГГ с должника администрации МО «Плесецкий район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ должником не исполнен в установленный законом пятидневный срок, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании закона Архангельской области от 26.04.2021 N 412-25-ОЗ «О преобразовании городских и сельских поселений Плесецкого муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Плесецкого муниципального округа Архангельской области» Плесецкий муниципальный район Архангельской области считается преобразованным и утрачивает статус муниципального образования. Вновь образованное муниципальное образование наделяется статусом муниципального округа. Вновь образованное муниципальное образование имеет наименование Плесецкий муниципальный округ Архангельской области. Плесецкий муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Плесецкого муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом при рассмотрении дела, администрация Плесецкого муниципального округа (до 31.12.2021 года администрация МО «Плесецкий район»), наделенная государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на осуществление данных полномочий получила из средств бюджета Архангельской области и федерального бюджета в 2019 году - 22 928 325 рублей из запланированных 30 397 200 рублей, в 2020 году 24 821 410 рублей, (утверждено субвенций в 2020 году на сумму 32 697953 рубля 96 копеек), в 2021 году 20577391 рубль 58 копеек (утверждено субвенций из федерального бюджета 4189420, 04 рублей, из областного бюджета 16387971, 54 рублей).
Исполнение решений суда происходит в соответствии с очередностью в списке не исполненных судебных решений об обязании муниципального образования «Плесецкий район» предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилые помещения. В настоящее время не исполнены решения судов за 2019-2021 годы в связи с недостаточным финансированием.
В силу п. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Приобретение администрацией жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, исполнить решение суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных законом процедур, порядка и сроков.
В соответствии с Законом Архангельской области от 13 декабря 2019 года №188-13-ОЗ (ред. от 21.12.2020) «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году предусмотрена субвенция в размере: 6 427 000 рублей из федерального бюджета, 26349400 рублей из областного бюджета, а всего 32777000 рублей.
В соответствии с Законом Архангельской области от 21 декабря 2020 года №363-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году предусмотрена субвенция в размере: 4189420,04 рублей из федерального бюджета, 16387971,54 рублей из областного бюджета, а всего 20577391 рубль 58 копеек.
В соответствии с Законом Архангельской области от 22 декабря 2021 года № 522-31-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году предусмотрена субвенция в размере 4038929 рублей 07 копеек из федерального бюджета, 18670066 рублей 99 копеек из областного бюджета.
Фактически администрации МО «Плесецкий район» в 2020 году были выделены денежные средства в размере 24821410 рублей, которые израсходованы на приобретение 17 квартир в п. Плесецк, 2 квартир в п. Савинский Плесецкого района, 1 квартиры в п. Североонежск Плесецкого района. Также в 2020 году администрацией заключено 6 муниципальных контрактов на приобретение квартир, оплата по которым произведена в 2021 году на сумму 7519998 рублей 33 копейки.
В 2021 году кассовые выплаты на 31 декабря 2021 года составили 16092070 рублей 88 копеек, неосвоенный остаток составил 4485320 рублей 70 копеек. Выделенные администрации МО «Плесецкий район» в 2021 году денежные средства израсходованы на приобретение 15 квартир в п. Плесецк, 1 квартиры в с.Конево Плесецкого района, 2 квартир в п. Североонежск.
Из представленного администрацией Плесецкого муниципального округа списка неисполненных судебных решений о возложении обязанности предоставить детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилое помещение, следует, что по состоянию на март 2022 года не исполнено 39 судебных решений, ФИО1 значится в списке под номером 20.
Приобретенные администрацией МО «Плесецкий район» в 2020-2021 году жилые помещения были предоставлены детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в отношении которых судебные решения о предоставлении жилого помещения вынесены и вступили с законную силу в 2018 -2019 годах.
Как следует из представленных истцом документов, администрацией МО «Плесецкий район» регулярно направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, а также расчет необходимых средств для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории. В частности ходатайства о дополнительном финансировании направлялись: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ министру образования и науки Архангельской области ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Архангельской области заместителю губернатора Архангельской области по социальным вопросам ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ и.о министра образования и науки Архангельской области ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ депутатам Архангельского областного собрания депутатов ФИО8, ФИО9, ФИО10; ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Архангельской области заместителю губернатора Архангельской области по социальным вопросам ФИО6; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ министру образования и науки Архангельской области ФИО7
Как следует из ответов, поступивших в адрес администрации МО «Плесецкий район», денежные средства, предусмотренные в областном бюджете на вышеуказанные цели, распределены между муниципальными образованиями в полном объеме. Возможность увеличения финансирования муниципальному образованию «Плесецкий район» для осуществления государственных полномочий за счет средств областного и федерального бюджетов может быть рассмотрена в ходе исполнения бюджета.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд полагает, что неисполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.
Кроме того, следует учесть и то обстоятельство, что муниципальное образование Плесецкий муниципальный округ является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязано использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и о возможности освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета, поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194 –199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Плесецкого муниципального округа удовлетворить.
Освободить администрацию Плесецкого муниципального округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Плесецкому району и г.Мирному Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Плесецким районным судом Архангельской области по делу №.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 20 апреля 2022 года.
Председательствующий А.П. Залогова