Дело №2-179/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 15 января 2019 года гражданское дело по заявлению Николенко А.М., действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего М.А., <...> г..р., к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», обязании принять на указанный учет,
Установил:
Николенко А.М., действующий за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына М.А., <...> г..р., обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет) о признании отказа Комитета от 10.10.2018г. .... в принятии на учет граждан,имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным, обязании принять его (истца) с составом семьи: супругой – Николенко К.А., несовершеннолетним ребенком – М.А., <...> г..р., на указанный учет с 04.09.2018г. В исковом заявлении также содержится требование о взыскании с ответчиков в пользу истца судебных расходов в размере 15750 руб., в т.ч. 600 руб. – расходы по уплате госпошлины в связи с обращением в суд, 15150 руб. – расходы на оплату услуг представителя.
В проведенных по делу судебных заседаниях истец и его представитель Плыгач А.В., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству истца согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали, пояснив, что в расчет уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена Комитет необоснованно включил общую площадь всего жилого помещения, расположенного по адресу: ...., (62,3 кв.м) и произвел расчет, исходя из общего числа лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении (5 человек); между тем, в указанной квартире супруге истца принадлежит только 1\3 доля в праве собственности, что составляет 20,8 кв.м, при обращении в Комитет истец просил принять его на учет составом семьи из 3-х человек (он, его супруга и его сын); родители супруги истца, владеющие 2\3 долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, членами семьи истца не являются, общего хозяйства и общего бюджета с семьей истца не ведут; соответственно, расчет уровня обеспеченности молодой семьи из 3-х человек общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи должен быть произведен следующим образом 62,3 : 3 : 3 = 6,92 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23; Таким образом, семья истца нуждается в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий.
3-е лицо Николенко К.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представители Комитета и администрации МОГО «Ухта» в настоящее судебное заседание не явились, ответчики извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Представитель Комитета по доверенности М.С. в отзыве на иск исковые требования не признала, поддерживает отказ Комитета от 10.10.2018г. ....; указала, что Комитет по представленным документам не усмотрел того, что истец с семьей и родители его супруги не являются членами одной семьи, и произвел расчет обеспеченности молодой семьи, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: .... (62,3 кв.м), и общего числа лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении (5 человека), таким образом, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составил 62,3 : 5 = 12,46 кв.м, что превышает учетную норму, установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, и не дает истцу права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья».
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности В.В. в адресованном суду заявлении исковые требования Николенко А.М. не признает, поддерживает отказ Комитета от 10.10.2018г. .....
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и его представителя, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков и 3- го лица.
Допрошенные в судебном заседании свидетели: В.И., М.С. показали, что они и их дочь Николенко К.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ...., которая была приобретена ими в порядке приватизации, состоявшейся в 2013 году, каждому из них, в т.ч. Николенко К.А., принадлежит по 1\3 доле в праве общей долевой собственности на эту квартиру; в настоящее время в данной квартире проживают они (свидетели) и Николенко К.А. с семьей (супругом – Николенко А.М. и ребенком), всего 5 человек; несмотря на факт совместного проживания в данном жилом помещении, семья дочери самостоятельна, имеет отдельный бюджет, истец работает, К.А. осуществляет уход за ребенком, членами семьи свидетелей Николенко К.А., её супруг и их ребенок не являются.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования – Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710), при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданныхв уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК №30-РЗ. Так, в частности, уполномоченный орган принимает такое решение в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (пункт 13, подпункт 2).
Как следует из материалов дела, 04.09.2018 Николенко А.М. обратился в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии его с составом семьи: супругой- Николенко К.А., <...> г..р., сыном - М.А., <...> г..р., на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), представив необходимые документы (расписка в принятии Комитетом документов от 04.09.2018г.).
Уведомлением от 10.10.2018г. исх. .... Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» отказал в принятии Николенко А.М. с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». В отказе Комитета содержится ссылка на положения п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. По расчету ответчика, уровень обеспеченности молодой семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составил значение (12,46 кв.м), превышающее учетную норму, установленную Решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, (11 кв.м). Таким образом, как полагает ответчик, право истца на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья не подтвердилось. При этом в расчет уровня обеспеченности молодой семьи Комитетом была принята общая площадь (62,3 кв.м) жилого помещения, расположенного по адресу: ...., находящегося в общей долевой собственности супруги истца Николенко К.А. (1\3 доля в праве), её матери М.С. (1\3 доли в праве) и супруга матери В.И. (1\3 доля в праве), и общее число лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении – 5 человека. Расчет произведен Комитетом следующим образом: 62,3 : 5 = 12,46 кв.м.
С такой позицией Комитета суд согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из записей в поквартирной карточке и подтверждается справкой Комитета, в жилом помещении по адресу: .... зарегистрированы по месту жительства следующие лица: В.И. (собственник) – с 03.12.1999г., М.С. (собственник) – с 22.04.1992г., Николенко К.А. (собственник) (зарегистрирована с 22.04.1992г.) с семьей: супругом Николенко А.М. (зарегистрирован с 18.07.2018г.) и ребенком – М.А., <...> г..р., (зарегистрирован с 18.07.2018г.). Иные лица зарегистрированными не значатся.
Указанное жилое помещение было передано в общую долевую собственность М.С., В.И., Николенко К.А. (прежняя фамилия ) на основании договора на бесплатную передачу жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Ухта», в собственность граждан от 14.02.2013г. ...., (по 1\3 доле каждому участнику).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2018г., в настоящее время данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности В.И., М.С., Николенко К.А., в 1\3 доле за каждым, на основании договора приватизации (дата гос. регистрации права 27.12.2013г.).
Иных жилых помещений (долей в них), кроме указанной доли, в собственности супруги истца Николенко К.А. (ранее - ) нет и ранее не имелось, за несовершеннолетним М.А. права на жилые помещения не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК. Нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений Николенко К.А. и несовершеннолетний М.А. не являются.
В ходе судебного разбирательства также установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, поквартирной карточкой, сведениями регистрационного учета, что до 18.07.2018г. истец имел постоянную регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., принадлежавшем на праве собственности М.Н. (отцу истца) на основании договора передачи недвижимого имущества в собственность от 02.10.2006г., заключенного с МОГО «....». 18.07.2018г. истец снят с регистрационного учета по указанному адресу в связи с продажей собственником – М.Н. данной квартиры другому лицу (гр-ке Н.С.). Право собственности М.Н. на это жилое помещение прекращено, о чем в ЕГРН 28.08.2018г. внесена соответствующая запись. Сам истец никогда не являлся участником права собственности на указанную квартиру, в 2006 году отказался от участия в её приватизации. Однако, данное обстоятельство не имеет значения для дела, так как отказ от участия в приватизации имел место за пределами 5-летнего срока, предшествующего обращению истца в Комитет с запросом о постановке на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Таким образом, указанное жилое помещение в .... не может учитываться при расчете уровня обеспеченности молодой семьи Николенко общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.
Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что каких-либо жилых помещений (или долей в них) в собственности истца не имеется и в пределах 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, не имелось. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма истец не является не является.
Как следует из материалов дела, супруги Николенко А.М. и Николенко К.А. (до брака - ) зарегистрировали брак 29.12.2017г. <...> г.. у них родился сын – М.А..
В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Установлено, что молодая семья Николенко самостоятельна. Заявив о принятии на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, истец просил принять его на учет с супругой и ребенком, не указывая родителей супруги в составе своей семьи. Допрошенные в судебном заседании свидетели (мать и отчим К.А.) подтвердили, что несмотря на факт совместного проживания с ними молодой семьи Николенко в жилом помещении по адресу: ...., истец с супругой самостоятельны, общего бюджета с ними у свидетелей нет. Не доверять данным показаниям и объяснениям истца у суда оснований не имеется, поскольку данные показания и объяснения согласуются между собой и с другими доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, не могут включаться в расчет уровня обеспеченности молодой семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ...., принадлежащие В.И., М.С. (по 1\3 у каждого), оснований для учета данных лиц в составе молодой семьи истца не имеется. При этом не имеет правового значения для разрешения настоящего спора факт совместной регистрации указанных лиц и молодой семьи Николенко в данном жилом помещении. Доказательств того, что истец с семьей и супруги Тарнопольские являются членами одной семьи, материалы дела не содержат.
Следовательно, произведенный Комитетом расчет является неправильным и не может быть принят судом, а доводы ответчиков, приведенные ими в обоснование своей позиции по делу, судом отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в расчет уровня обеспеченности молодой семьи Николенко А.М., состоящей из 3-х человек, общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, подлежит включению только площадь принадлежащей супруге истца 1/3 доли (62,3 : 3 = 20,8 кв.м) в жилом помещении по адресу: ..... Соответственно расчет уровня обеспеченности производится судом следующим образом:
20,8 : 3 = 6,93 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Таким образом, семья истца нуждается в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий.
Судом установлено, что обращение истца в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному критерию, определенному в п.6 и п. 7 вышеназванных «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья» -Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, семья истца подпадает под категорию «молодая семья» и потенциальноможет являться участником мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей». Какие-либо иные основания (кроме тех, что указаны в уведомлении Комитета от 10.10.2018г. ....) для отказа в принятии Николенко А.М. с составом семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению судом, отказ Комитета (исх. .... от 10.10.2018г.) является незаконным.
Суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Николенко А.М. с составом семьи (супругой, сыном) в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с даты подачи запроса в Комитет, т.е. с 04 сентября 2018 года, исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).
На основании п. 1 ст. 98 ГПК РФ и в связи с удовлетворением иска с каждого из ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 рублей, понесенные истцом при обращении в суд с вышеуказанным иском (квитанция №.... от 14.11.2018г. на сумму 600 руб. с отметкой банка в материалы дела представлена).
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчиков расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При этом в силу указанной статьи понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объектом защищаемого права.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в определении от 20 октября 2005 года № 355-О, реализация судом права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, возможна лишь в том случае, если суд признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении.
Из материалов дела следует, что 07.11.2018 года истец заключил договор об оказании юридических услуг с Индивидуальным предпринимателем Плыгач А.В. (далее по тексту - исполнитель), по условиям которого (п.п. 1,2) исполнитель обязуется оказать заказчику юридические услуги при подготовке, составлении, изготовлении и рассмотрении в Ухтинском суде искового заявления Заказчика к Комитету, администрации МОГО «Ухта» о признании отказа в постановке на учет незаконным, обязании принять на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Стоимость оказываемых юридических услуг составляет 15000 руб.
В ходе судебного разбирательства интересы истца представлял ИП Плыгач А.В., допущенный к участию в судебных заседаниях по устному ходатайству истца согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ.
В соответствии с квитанцией ПАО «Севергазбанк» от 14.11.2018 года .... истец произвел оплату исполнителю – ИП Плыгач А.В. за оказанные по договору юридические услуги в сумме 15000 рублей, комиссия банка за перевод денежных средств составила 150 руб.
На основании изложенного, при решении вопроса о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом категории спора, полного удовлетворения исковых требований, наличия двух ответчиков, объема выполненной представителем работы (составление иска, участие в 2-х судебных заседаниях), полагает возможным взыскать в пользу истца в счет возмещения ему данного вида расходов по 5000 рублей с каждого из ответчиков.
А всего подлежит взысканию с каждого из ответчиков по 5300 руб. (5000 + 300) в пользу истца в счет возмещения ему судебных расходов по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Исковые требования Николенко А.М., действующего за себя и в интересах несовершеннолетнего М.А., <...> г..р., удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от 10.10.2018г.) в принятии Николенко А.М. с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» принять Николенко А.М., <...> г. года рождения, с составом семьи: супругой - Николенко К.А., <...> г..р., ребенком – М.А., <...> г..р., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», с 04 сентября 2018 года, в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Взыскать с администрации МОГО «Ухта» в пользу Николенко А.М. 5300 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в пользу Николенко А.М. 5300 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 21 января 2019 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон