К делу № 2а-533/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» декабря 2021 года ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Богус Ю.А.,
при секретаре - Хан А.Г.,
с участием прокурора – Ермакова А.А
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки на предмет выявления в сети «Интернет» запрещенной информации выявлен Интернет - сайт https://majkop.area-diploma.com, на котором размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у граждан. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Размещение в сети Интернет в свободном доступе подобной информации является незаконным. По изложенным основаниям прокурор просил признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте https://majkop.area-diploma.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), для включения указателей страниц сайтов в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор Ермаков А.А. заявленные требования поддержал на доводах, изложенных в заявлении, просил суд удовлетворить административный иск.
Представитель заинтересованного лица - Управление Роскомнадзора России по Южному Федеральному, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от27.07.2006г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от27.07.2006г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная на страницах сети Интернет по указанным в административном иске адресам, содержит сведения о продаже дипломов, аттестатов и других документов без прохождения обучения.
Доступ к сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ определено, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность
В силу п. 2 ч. 6 ст. 60 Закона №- ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня, а именно, среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 13.02. 2014 г. № «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», аттестаты выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам среднего образования.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
В соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Распространение информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов без прохождения обучения влечет уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от27.07.2006г. № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то суд приходит к выводу, что иск заявлен к надлежащему ответчику.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от27.07.2006№-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайтов установить не представилось возможным.
В соответствии с п.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес>в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет» на сайте https://majkop.area-diploma.com, запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте https://majkop.area-diploma.com, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети Интернет https://majkop.area-diploma.com, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению, однако может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гиагинский районный суд Республики Адыгея.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.А. Богус