Судья Латыпова Д.Н. УИД 16RS0050-01-2024-007750-20 Дело № 5-406/2024
Дело № 7-895/2024
Р Е Ш Е Н И Е
31 июля 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Ибрагимов Р.С. при секретаре судебного заседания Жихареве Г.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Гималовой Регины Эмилевны – Кушнира Василия Викторовича (далее по тексту – заявитель) на постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 июня 2024 года, вынесенное в отношении Гималовой Регины Эмилевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 июня 2024 года Гималова Р.Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит указанное постановление судьи районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.
При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.
Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы позволило прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями статьи 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Административная ответственность по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее по тексту - Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ) предусмотрено, что лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ иностранный агент обязан представлять в Минюст России или его территориальный орган отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе.
Порядок и форма представления указанных сведений утверждены приказом Минюста России от 29.11.2022 № 304 (далее по тексту – Порядок).
Согласно указанному Порядку представление рассматриваемой отчетности осуществляется по форме, приведенной в приложении 3 (форма № ОИА001) данного порядка, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля).
Установлено, что Гималова Р.Э. включена в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> №.... в соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Принимая во внимание, что сведения о внесении Гималовой Р.Э. в реестр иностранных агентов размещены на официальном сайте Минюста России <дата>, обязанности по представлению рассматриваемой отчетности возложены на Гималову Р.Э. с 4 декабря 2021 года.
Вместе с тем, в установленный законом срок вышеизложенные обязанности Гималовой Р.Э. не исполнены, соответствующие сведения (отчет по формам № ОИА001 за второе полугодие 2023 года, № ОИАП003, № ОИА007 за 2 и 3 квартал 2023 года) в уполномоченный орган не представлены.
Фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения, а также виновность Гималовой Р.Э. в совершении инкриминируемого правонарушения полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении № .... от <дата>; распоряжением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от <дата>; уведомлением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от <дата> и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.
Как видно из представленных материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.
Доказательства, положенные в основу виновности Гималовой Р.Э. в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
Указанные доказательства были оценены судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Гималова Р.Э. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание, назначенное ей, соответствует санкции части 2 статьи 19.34 КоАП РФ.
Гималовой Р.Э. назначен минимальный штраф в соответствии с санкцией части 2 статьи 19.34 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что совершенное Гималовой Р.Э. деяние является малозначительным, не может быть принят во внимание.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Непредставление сведений при изложенных выше обстоятельствах Гималовой Р.Э., как лицом, включенным в реестр иностранных агентов, в установленный законом срок является грубым нарушением Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а потому ее действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Довод жалобы о том, что требования Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" противоречат положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации, положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года в городе Риме, основаны на собственном понимании заявителем норм действующего законодательства.
В данном случае несогласие Гималовой Р.Э. с нормами Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" не предоставляет ей право игнорировать требования указанного нормативного правового акта.
Дополнительно отмечаю, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод прекратила свое действие в отношении Российской Федерации с 16 марта 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 года N 43-ФЗ.
Назначенное Гималовой Р.Э. наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судом с учетом задач законодательства об административных правонарушениях, а также с целью предупреждения административных правонарушений.
Доводы заявителя сводятся к попытке избежать административного наказания в виде административного штрафа за совершенное административное правонарушение, и не свидетельствуют о неправильной квалификации его действий, либо о его невиновности в совершении вмененного правонарушения, полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц в исходе настоящего дела или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.
Существенных процессуальных нарушений, нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 июня 2024 года, вынесенное в отношении Гималовой Регины Эмилевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гималовой Регины Эмилевны – Кушнира Василия Викторовича без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Ибрагимов Р.С.