Дело № 12-167/18
Р Е Ш Е Н И Е
11 июля 2018 года г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волчихиной М.В., при секретаре Мунтян В.А., рассмотрев жалобу Гаврилов С.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Стрельникова Д.Ю. № от 26.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Ленинского муниципального района Московской области Гаврилов С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Стрельникова Д.Ю. № от 26.03.2018 г. заместитель Главы администрации Ленинского муниципального района Московской области Гаврилов С.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением административного штрафа.
В жалобе на указанное постановление Гаврилов С.А. просит его отменить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Гаврилов С.А. в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным, дополняя, что бездействия с его стороны не имелось
Представитель Гаврилов С.А.- ПВН. в судебном заседание поддержала доводы жалобы.
Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно обжалуемому постановлению 22.01.2018 начальником отдела контроля за рекламной деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области В.В. Горбаневой составлен протокол № об административном правонарушении (исх. № от 22.01.2018).
Указанным протоколом установлено, что Московским областным УФАС России по итогам рассмотрения дела № о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение по делу № (исх. № от 02.11.2017 г.) (далее - Решение).
Согласно тексту указанного Решения, в Управление поступили переданные из Прокуратуры Московской области обращения гр. ЮВВ., в соответствии с которыми, на территории Ленинского муниципального района Московской области выявлено 6 рекламных конструкций, установленных без проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций по следующим адресам:
Московская область, Ленинский район, а/д М4 «Дон», Новокаширское шоссе, 21 км + 500 м (от МКАД 1500 м), при движении в сторону области;
Московская область, Ленинский район, а/д М4 «Дон»,
Новокаширское шоссе, 22 км + 310 м (от МКАД 2400 м), при движении в сторону области;
Московская область. Ленинский район, а/д М4 «Дон», 20 км + 550 м (от МКАД 550 м), в сторону области;
Московская область, Ленинский район, МКАД 19 км + 100 м, внешняя сторона;
Московская область, Ленинский район, МКАД 23 км, внешняя сторона;
Московская область, Ленинский район, а/д М4 «Дон»,
Новокаширское шоссе, 24 км + 350 м, (от МКАД 4340 м), при движении в сторону Москвы (далее - Рекламные конструкции 1 - 6).
В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения обращения запросом информации от 12.12.2016 № у Администрации была затребована информация относительно законности установки Рекламных конструкций 1-6. Указанный запрос получен Администрацией 26.01.2017.
В отношении Рекламной конструкции № 5 установлено, что рекламная конструкция № 5 установлена и эксплуатируется незаконно, в связи с чем в адрес владельца рекламной конструкции направлено Предписание № 59 о демонтаже объекта наружной рекламы от 24.01.2017, которое вручено представителю ООО «ТРАСТ» по доверенности № от 13.03.2017 ТЕВ. нарочно 25.01.2017.
Согласно пояснениям Администрации, Предписание № от 24.01.2017 в установленный срок не исполнено.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2096 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещении рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Законом о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания оргина местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского
округа, па территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19).
Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок пладслец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 указанной статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципальною района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или н необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Учитывая изложенное, на Администрацию возложена обязанность по демонтажу рекламных конструкций, присоединенных к объекту муниципального имущества в случаях, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен.
Вместе с тем, только спустя 5 месяцев с даты окончания срока по Предписанию № от 24.01.2017, между уполномоченной Администрацией организацией МБУ «ДорСервис» и ООО «ПРЕСТИЖ - М» (далее - Подрядчик) был заключен контракт № № от 07.08.2017 на выполнение работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на территории Ленинского муниципального района, предметом которого, в том числе, являлась Рекламная конструкция № 5.
ООО «ПРЕСТИЖ - М» не исполнило свои обязательства по контракту Ае № от 07.08.2017 в части демонтажа Рекламной конструкции № 5, в связи с чем, в адрес Подрядчика была направлена претензия № от 28.08.2017.
27.09.2017 Администрацией в адрес Управления был представлен Акт осмотра от 26.09.2017, согласно которому выявлено отсутствие Рекламной конструкции № 5 по адресу: МКАД, 23+000км.
В целях проверки указанной информации, 16.10.2017 сотрудниками Московского областного У ФАС России осуществлен выезд на место установки Рекламной конструкции Ха 5, в результате которого установлено, что указанная конструкция установлена и эксплуатируется, что, впоследствии, Администрацией было признано и не оспаривалось.
Учитывая изложенное, Администрацией в период с даты получения первичного запроса Управления 26.01.2017 по дату принятия решения по делу X» 08-21/27-17, осуществлялось бездействие в части невыполнения обязанности по демонтажу Рекламной конструкции Ха 5, что способствует получению ее владельцем необоснованного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Законом о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15).
Таким образом, Администрацией нарушено требование части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Период совершения административного правонарушения: 26.01.2017 по 21.12.2017.
Место совершения административного правонарушения:142703, Московская область, Ленинский р-н, г. Видное, ул. Школьная, д. 26-А.
ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
В силу части I статьи 14.9 КоАП, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а гакже организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2,2.4. должностной инструкции заместителя главы администрации Ленинского муниципального района Московской области Гаврилов С.А.,- он, Гаврилов С.А. курирует деятельность Управления архитектуры и строительства.
Согласно пункту 2.2.9. должностной инструкции Гаврилов С.А. контролирует соблюдение и исполнение на территории района законов Российской Федерации, Московской области, муниципальных правовых актов района.
Кроме того, согласно Постановлению от 31.05.2016 за. Ns 1850 «О распределении обязанностей между первым заместителем и заместителями главы администрации Ленинского муниципального района», на заместителя главы администрации Гаврилов С.А., курирующего деятельность управления архитектуры и строительства, муниципального бюджетного учреждения «ДорСервис», возложена обязанность по выполнению функций администрации, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006. V" 38-ФЗ «О рекламе».
Учитывая изложенное, Гаврилов С.А. является должностным лицом, ответственным за невыполнение обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке наружной рекламы на территории Ленинского муниципального района Московской области.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления») действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом согласно КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Кроме того, согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
Таким образом, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями лица могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.
Довод заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, подлежит отклонению, так как опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Вместе с тем, судом установлено, что при установлении обстоятельств, свидетельствующих о незаконной установке и эксплуатации рекламной конструкции № 5, администрацией Ленинского муниципального района Московской области незамедлительно 24.01.2017 года в адрес владельца рекламной конструкции ООО «Траст» выписано Предписание № 59 о необходимости выполнения действий по ее демонтажу. К апрелю 20177 года на территории Ленинского муниципального района Московской области помимо рекламной конструкции № 5 эксплуатируемой незаконно, оказалось еще около 600 рекламных конструкцией, подлежащих демонтажу в связи с их эксплуатацией без разрешения, срок действия которого не истек, и по которым владельцы рекламных конструкций уклонились от их демонтажа, что также легло бременем на местный бюджет. Был заключен контракт с подрядной организацией на демонтаж рекламной конструкции № 5, в последующей в одностороннем порядке было принято комиссионное решение об одностороннем отказе от исполнения контракте. В соответствии с условиями договора и согласно части 12 статьи 95 Закона № 44 – ФЗ по истечении 30 дней Контракт был расторгнут, информация о включении ООО «Перстиж – М « в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлена в адрес УФАС по Московской области. В последующем был заключен договор между МБУ «Дорсервис» и ООО «МАГМА» на выполнение работ по сносу незаконно установленной рекламной конструкции. Однако работы по сносу рекламной конструкции № 5 новым Подрядчиком также не были выполнены, в связи с чем в их адрес была направлена претензия. В последующем (отсутствия доступа к подъезду и т.д.) рекламная конструкция № 5 была демонтирована.
При указанных выше обстоятельствах суд считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ - при малозначительности совершенного административного правонарушения, суд, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. № 08-28/░14-18 ░░ 26.03.2018 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 14.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 14.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 2.9 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░