Дело №
(производство № 2-3183)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рязань 18 ноября 2021 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Ерофеевой Л.В.,
при секретаре Лопоухове Р.Ю.,
с участием истца Симанова А.В.,
представителя истцов Кабанова М.Е.,
представителя ответчика Кульковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Симанова Антона Вячеславовича, Симанова Вячеслава Михайловича, Симановой Ольги Николаевны к администрации г. Рязани об обязании произвести выкуп жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Симанов А.В., Симанов В.М., Симанова О.Н. обратились в суд с иском к администрации г. Рязани об обязании произвести выкуп жилого помещения, мотивируя тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> – квартира площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, по 1/3 доле в праве общей собственности. Исходя из содержания «Адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы», утверждённой Правительством Рязанской области 24.12.2008 № 351, уже на тот период данный дом входил в перечень аварийных и подлежащих расселению до окончания 2009 года, однако в последующем дом из этой программы был исключен.
Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации г. Рязани от 08.06.2017, а впоследствии постановлением администрации г. Рязани № 5692 от 21.12.2017 был признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, дд.мм.гггг. постройки. Согласно акту межведомственной комиссии по обследованию помещения от 08.06.2017, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, дд.мм.гггг. постройки, не просто обнаруживает дефекты конструкций стен, свидетельствующие о деформации фундамента, но и значительное разрушение наружных стен части здания и отклонения их от вертикального положения, растрескивание древесины, поражение гнилью и жучками бревен, сквозные отверстия в наружных стенах, разрушения строительных конструкций крыши на значительном участке, заметное искривление лестничных маршей входной группы, также имеет крайне аварийное состояние деревянной пристройки здания, грозящее внезапным ее обрушением и требующее ее незамедлительного сноса; износ строительных конструкций объекта составляет не менее 80%.
Постановлением администрации г. Рязани № 5692 от 21.12.2017 и постановлением администрации г. Рязани № 3679 от 18.09.2018 установлен срок для сноса многоквартирного дома до 01 июля 2019 года. 07.03.2019 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области был принят приказ №, в соответствии с которым в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области включен объект: «Жилой дом», конец XIX века (<адрес>).
До сведения жильцов было доведено, что расселение дома будет проходить в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», но такая программа только формируется, расселение дома ранее указанного срока невозможно, поскольку под критерии ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 (признаны аварийными до 01.07.2017) дом не подпадает, так как официально признан аварийным по коллективному обращению жителей после 01.07.2017.
Согласно постановлению администрации г. Рязани от 01.10.2020 № 3622 «О внесении изменений в постановление администрации г. Рязани от 21.12.2017 № 5692 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции как выявленный объект культурного наследия Рязанской области.
Действия администрации г. Рязани, выразившиеся в невозможности расселения жильцов указанного дома не в рамках программы «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», они считают незаконными, нарушающими их конституционное право на жилище, при этом полагают, что присвоение зданию статуса объекта культурного наследия на влечет за собой невозможность расселения дома, а в действиях ответчика усматривается нежелание исполнять решение Советского районного суда г. Рязани от 28.02.2018 по делу №
Несмотря на то, что указанный многоквартирный дом не снесен в установленный срок и до настоящего времени, администрация г. Рязани, вопреки ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, бездействует, не принимая решений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот дом, и каждого жилого помещения в доме, не заключает с собственниками помещений дома соглашений о выплате возмещения за изымаемые помещения. Советским районным судом г. Рязани рассмотрены гражданские дела по искам жильцов указанного дома, приняты положительные решения, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены вступившими в законную силу судебными актами. Полагают, что ответчик обязан выкупить у них изымаемое жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> по цене 1 422 590 руб. 46 коп.
На основании изложенных обстоятельств, ссылаясь на нормы ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, истцы просили обязать администрацию г. Рязани выкупить у них, Симанова А.В., Симанова В.М., Симановой О.Н., изымаемое жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> – квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, по цене 1 422 590 руб. 46 коп.
В судебном заседании истец Симанов А.В. исковые требования поддержал полностью.
Истцы Симанов В.М., Симанова О.Н., извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Представитель истцов Кабанов М.Е. полагал, что исковые требования ФИО10 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика администрации г. Рязани Кулькова Е.И. исковые требования не признала, пояснив, что многоквартирный дом по адресу <адрес> действительно был включен в Адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы, однако впоследствии из программы исключен, причину исключения установить не удалось, вины администрации г. Рязани в этом нет. Выкуп принадлежащей истицам квартиры может осуществляться только в рамках предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, которая не начата, соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения с истцами не заключалось.
Суд, выслушав объяснения истца Симанова А.В., представителя истцов Кабанова М.Е., представителя ответчика Кульковой Е.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Симанов А.В., Симанов В.М. и Симанова О.Н. являются собственниками жилого помещения – квартиры № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, которая принадлежит им в равных долях (по 1/3 доле каждому), и зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
На основании Заключения Межведомственной комиссии № от 08 июня 2017 года, составленного в соответствии с Актом обследования двухэтажного многоквартирного <адрес>, расположенного в зоне жилой застройки города Рязани на территории земельного участка общей площадью 537,0 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, постановлением администрации г. Рязани № от 21 декабря 2017 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, собственникам помещений в жилом доме предписано произвести его снос за счет собственных средств в срок до 31 декабря 2020 года.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 28.02.2018, принятым по административному иску ФИО8, владеющей 1/4 долей в праве собственности на квартиру № в указанном выше жилом доме, постановление администрации г. Рязани № 5692 от 21.12.2017 в части установления срока для сноса аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, было признано незаконным, на администрацию г. Рязани возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока для сноса указанного многоквартирного дома.
На основании данного судебного решения в постановление администрации г. Рязани № от 21.12.2017 было внесено изменение постановлением администрации г. Рязани № от 18.09.2018, согласно которому собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, предписано произвести его снос в срок до 01 июля 2019 года.
Снос жилого дома собственниками расположенных в нём помещений в установленный срок произведён не был.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 07.03.2019 № «Жилой дом», конец XIX в. (<адрес>) включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области.
Постановлением администрации г. Рязани № 3622 от 01.10.2020 в постановление администрации г. Рязани № 5692 от 21.12.2017 вновь были внесены изменения, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции, собственникам помещений данного многоквартирного дома установлен срок для его реконструкции - до 31.12.2020. Также Управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Рязани предписано в случае невозможности включения многоквартирных домов, указанных в приложении к данному постановлению (в том числе многоквартирного дома № 46 по ул. Право-Лыбедской г. Рязани), в адресную муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также в случае, если собственники помещений данных многоквартирных домов не произведут их снос (реконструкцию) в установленный срок, подготовить проекты постановлений администрации г. Рязани об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд при наличии денежных средств в бюджете города Рязани на выплату собственникам сумм возмещения за изымаемые для муниципальных нужд земельные участки и объекты недвижимого имущества.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 10 которой в случае, если собственники помещений в таком доме в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме путём его выкупа или, при наличии соглашения с собственником жилого помещения, - путём предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В августе 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – ФЗ № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливающий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Обязательным условием получения такой финансовой поддержки является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона (пункт 11 статьи 14 ФЗ № 185-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 ФЗ № 185-ФЗ (в первоначальной её редакции), региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
4) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (пункт 3 статьи 16 ФЗ).
Впоследствии в данную норму закона вносились изменения, касающиеся времени признания многоквартирных домов, подлежащих включению в соответствующий перечень, аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также содержания региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 3 статьи 2 ФЗ № 185-ФЗ, под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на выкуп принадлежащего ему жилого помещения либо предоставление другого жилого помещения по своему выбору.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> на основании Акта межведомственной комиссии от 12.11.2008 был включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется переселение граждан за счёт средств финансовой поддержки в рамках Адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы (пункт 15 Перечня), утверждённой постановлением Правительства Рязанской области от 11 декабря 2008 г. № 327. Согласно указанному Перечню, из 13 квартир в данном жилом доме № находятся в частной собственности, 1 – в муниципальной собственности, и в качестве способов переселения предусматривались мена 12 жилых помещений и предоставление 1 жилого помещения по договору социального найма, сроки переселения – июль-декабрь 2009 года.
Постановлением Правительства Рязанской области от 01 декабря 2019 года № 329 были внесены изменения в постановление Правительства Рязанской области от 11 декабря 2008 года № 327, в соответствии с которыми жилой дом по адресу: <адрес> из Перечня многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках Адресной программы, был исключен.
Впоследствии ни в одну Адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный жилой дом включен не был, в том числе и в утверждённую постановлением Правительства Рязанской области от 29 марта 2019 года № Адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, целью которой является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для исключения жилого <адрес> из Перечня аварийных жилых домов, подлежащих расселению в 2008-2009 годах, ответчиком суду представлено не было, и на наличие таких оснований представители ответчика в ходе судебного разбирательства дела не ссылались.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В порядке реализации данной нормы статьями 1, 2, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления отнесено обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, а также признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном жилой доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не осуществили в установленный срок его снос или реконструкцию, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Несмотря на то, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее Симанову А.В., Симанову В.М. и Симановой О.Н. по праву собственности жилое помещение, признавался аварийным и подлежащим сносу в 2008 году, вновь признан таковым в 2017 году, в установленный органом местного самоуправления срок реконструкция данного жилого дома его собственниками не осуществлена, администрацией г. Рязани до настоящего времени не принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом <данные изъяты>, и об изъятии принадлежащего истцам жилого помещения.
Между тем, как следует из Акта обследования жилого дома, составленного межведомственной комиссией 08 июня 2017 года, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, до дд.мм.гггг. постройки, обнаруживает дефекты конструкций стен, свидетельствующие о деформации фундамента, значительное разрушение наружных стен части здания и отклонение их от вертикального положения, растрескивание древесины, поражение гнилью и жучками бревен, следы длительного замачивания и сквозные отверстия в наружных стенах, деформации оконных и дверных блоков вследствие рассыхания и гниения древесины, разрушение стропильных конструкций крыши на значительном участке здания, сквозные отверстия в конструкции чердачного перекрытия, заметное искривление лестничных маршей входной группы, а также гниение досок крыльца, один из вентиляционных каналов над кровлей полностью разрушен. Выявлены значительная коррозия металлических вентиляционных труб и их сильное отклонение от вертикального положения, а также крайне аварийное состояние деревянной пристройки здания, имеющей значительную деформацию, заваливание и разрушение наружных стен, что грозит внезапным обрушением пристройки и требует ее незамедлительного сноса. Общий износ строительных конструкций объекта оценен не менее 80%.
Около двух с половиной лет после признания указанного дома непригодным для проживания и представляющим опасность для жизни и здоровью людей ответчик не принимает предусмотренное статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка дома, подлежащего сносу, а также жилых помещений в этом доме, что нарушает жилищные права истов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Поэтому бездействие органа местного самоуправления (ответчика) по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу (реконструкции), не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем выкупа принадлежащих им помещений (предоставления за них равноценного возмещения), как это предусмотрено частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истов, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Таким образом, учитывая длительное бездействие ответчика в виде непринятия мер по изъятию принадлежащей истцам квартиры, заключению соглашения о выкупе этой квартиры, а также учитывая наличие угрозы для жизни и здоровья истцов при проживании в спорной квартире в связи с аварийным состоянием дома, суд полагает, что истцы вправе требовать от ответчика выкупа данной квартиры (предоставления за нее равноценного возмещения), что предусмотрено частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету ИП ФИО9 № об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, выкупная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, (в связи с изъятием помещения в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) по состоянию на 17 июня 2021 года составляет 1 422 590 рублей 46 копеек.
Результаты оценки стороной ответчика не оспаривались.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходи к выводу о том, что исковые требования Симанова В.М., Симановой О.Н., Симанова А.В. о возложения на ответчика обязанности выкупить у них указанную выше квартиру по выкупной цене 1 422 590 руб. 46 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Симанова Антона Вячеславовича, Симанова Вячеслава Михайловича, Симановой Ольги Николаевны удовлетворить.
Обязать администрацию города Рязани выкупить у Симанова Антона Вячеславовича, Симанова Вячеслава Михайловича, Симановой Ольги Николаевны изымаемое жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по цене 1 422 590 (один миллион семьсот тринадцать тысяч триста сорок восемь) рублей 46 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - подпись