Судья Васильев Д.Г. № 33-3582/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-1-192/2022
08 декабря 2022 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Ватолиной Ю.А., Клюевой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Пытиной А.А.,
с участием прокурора Васиковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе Ушакова Александра Ивановича, Ушаковой Ирины Ивановны на решение Жуковского районного суда Калужской области от 30 июня 2022 года по иску Государственного комплекса «Таруса» Федеральной службы охраны Российской Федерации к Ушакову Александру Ивановичу, Ушаковой Ирине Ивановне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛА:
11 января 2022 года Государственный комплекс «Таруса» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ГК «Таруса» ФСО России) обратился в суд с иском к Ушакову А.И., Ушаковой И.И., уточнив исковые требования, просил признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, снять их с регистрационного учета, а также выселить Ушакова А.И., Ушакову И.И. без предоставления другого жилого помещения, признать недействующим договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд федеральных органов государственной охраны и отнесено к служебным жилым помещениям, является собственностью Российской Федерации и принадлежит истцу на праве оперативного управления. 11 марта 2009 года между Ушаковым И.И., ранее состоявшим в трудовых отношениях с ГК «Таруса» ФСО России, и истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения. Совместно с Ушаковым И.И. в жилое помещение были вселены члены его семьи: сын Ушаков А.И. и дочь Ушакова И.И. В 2018 году, после смерти Ушакова И.И., договор найма служебного жилого помещения от 25 июня 2018 года № 15 был заключен с его сыном - Ушаковым А.И. Согласно пункту 4 договора найма совместно с ним в жилое помещение была вселена член его семьи - сестра, Ушакова И.И. В настоящее время отсутствуют правовые основания для сохранения за ними права пользования спорным служебным жилым помещением. Оснований для включения ответчиков в списки граждан, отселяемых из закрытых военных городков, также не имеется.
Представитель истца ГК «Таруса» ФСО России Бахарева Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Ответчики Ушаков А.И., Ушакова И.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Их представитель адвокат Ковалева Н.Л. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для выселения ответчиков без предоставления жилого помещения.
Представители третьих лиц администрации МО СП дер. Тростье, ТУФА по УГИ в Калужской, Брянской и Смоленской областях, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 30 июня 2022 года постановлено:
признать прекращенным договор № 15 найма служебного жилого помещения от 25 июня 2018 года по адресу: <адрес>;
признать Ушакова А.И., Ушакову И.И. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>;
выселить Ушакова А.И., Ушакову И.И. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения;
Ушакова А.И., Ушакову И.И. снять с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчиками ставится вопрос об отмене решения суда путем отказа в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Ушакова А.И. и Ушаковой И.И. – Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Бахаревой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Васиной Н.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы и доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, отцу ответчиков Ушакову И.И. как работнику Барсуковского военного лесничества Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации, а также членам его семьи: Ушакову А.И. (сын), Ушаковой И.И. (дочь), было предоставлено служебное жилое помещение: <адрес> общей площадью 58,20 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (закрытый военный городок ГК «Таруса» ФСО России), что подтверждается списком военнослужащих Министерства обороны РФ, вселяемых на служебную площадь Барсуковского военного лесхоза КЭУ ИО РФ (охотхозяйство «Барсуки»).
В период с 11 марта 2009 года по 24 июня 2018 года между ГК «Таруса» ФСО России и Ушаковым И.И. был заключен договор найма служебного жилого помещения от 11 марта 2009 года № 26.
В 2018 году, после смерти Ушакова И.И., договор найма служебного жилого помещения от 25 июня 2018 года № 15 был заключен с его сыном - Ушаковым А.И.. Согласно пункту 4 договора найма совместно с Ушаковым А.И. в жилое помещение была вселена член его семьи - сестра, Ушакова И.И..
Согласно выписке из Перечня закрытых военных городков КЭУ г. Москвы, утвержденного 15 апреля 1994 года, Заповедно-охотничье хозяйство «Барсуки» (Барсуки 379) внесено в указанный перечень.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02 июля 1994 года № 766-40 Заповедно-охотничье хозяйство «Барсуки» передано от Министерства обороны Российской Федерации Главному управлению охраны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1010-46 Заповедно-охотничье хозяйство «Барсуки» Главного управления охраны Российской Федерации преобразовано в Государственный комплекс «Таруса» Главного управления охраны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 года № 938 Главное управление охраны Российской Федерации переименовано в Федеральную службу охраны Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 1132-р ГК «Таруса» ФСО России внесен в Перечень закрытых военных городков ФСО России.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 15 октября 2012 года 40 КЛ №, от 05 февраля 2015 года 40 КЛ №, указанный дом является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ГК «Таруса» ФСО России.
Согласно распоряжению ФСО России от 12 августа 2015 года № 70 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд органов государственной охраны и отнесении их к служебным жилым помещениям» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд органов государственной охраны и отнесена к служебным жилым помещениям.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 2 июля 1994 №766-40 Министерству обороны предписано передать на баланс Главного управления охраны РФ заповедно-охотничье хозяйство «Барсуки» со всеми зданиями, сооружениями и иным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1010-46 заповедно-охотничье хозяйство «Барсуки» преобразовано в ГК «Таруса» Главного управления охраны РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 1132-р территория ГК «Таруса» отнесена к перечню закрытых военных городков.
На основании решения Арбитражного суда Калужской области от 10 мая 2012 года собственником 12 квартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, является РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 октября 2012 года.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области от 22 сентября 2014 года № 3190-р указанный многоквартирный жилой дом передан в оперативное управление ГК «Таруса» ФСО России.
На основании распоряжения ФСО России от 12 августа 2015 года вышеуказанный жилой <адрес> (квартиры с 1-12) отнесен к служебным жилым помещениям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
Жилищный фонд закрытых военных городков войсковых частей в силу Федерального закона предназначен для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности соответствующих воинских подразделений. Проживание посторонних граждан на территории закрытых военных городков недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу статьи 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Из содержания вышеприведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного суда Российской Федерации следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете).
Судом установлено, что Ушаков А.И., согласно договору купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 01 марта 2011 года, приобрел в собственность жилое помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 32,9 кв.м., право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 17 мая 2011 года. На учете нуждающихся в жилых помещениях Ушаков А.И. не состоял и не состоит.
Ушакова И.И., согласно договору купли-продажи квартиры от 15 октября 2019 года, приобрела в собственность жилое помещение с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, площадью 47,3 кв.м право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22 октября 2019 года. На учете нуждающихся в жилых помещениях Ушакова И.И не состояла и не состоит.
Из сведений ЕГРН также установлено, что Ушакову А.И. и Ушаковой И.И. на праве общей долевой собственности по 1/2 доле принадлежит жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 61,7 кв.м.
Согласно пункту 18, п/п 3 договора найма служебного жилого помещения от 25 июня 2018 года № 15, настоящий договор прекращается в связи с обеспечением нанимателя и совместно проживающих с ним членов семьи жилым помещением (в том числе купля-продажа недвижимости) для постоянного проживания по нормам и в порядке, установленными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Постановлением Законодательного Собрания Калужской области № 759 от 30 октября 2003 года (ред. от 24 декабря 2020 года) «Об установлении социальных норм площади жилья в Калужской области» социальная норма в Калужской области установлена в размере 18 кв.м. Такая же норма установлена Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку у ответчиков, вопреки доводам апелляционной жалобы, находятся в собственности жилые помещения, соответствующие учетной норме, в настоящее время отсутствует необходимая совокупность предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда и могли повлечь отмену решения суда.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 30 июня 2022 год оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова Александра Ивановича, Ушаковой Ирины Ивановны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме «13» декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи