Дело № 2 – 36/2025
УИД: 44RS0006-01-2024-000915-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Галич
Костромской области 16 января 2025 г.
Галичский районный суд Костромской области в составе,
председательствующего судьи Воробьёва А.Л., при секретаре Копотиловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Глущак Ирины Игоревны к администрации городского округа – город Галич Костромской области о возложении обязанности предоставить на территории городского округа - город Галич Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Галичский межрайонный прокурор Крюков А.Ф., действуя в интересах Глущак Ирины Игоревны, обратился в суд с иском к администрации городского округа – город Галич Костромской области (далее Администрация) о возложении обязанности предоставить на территории городского округа - город Галич Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда.
В обоснование заявленных исковых требований Галичский межрайонный прокурор Крюков А.Ф. в исковом заявлении указал на следующие обстоятельства.
Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению Глущак Ирины Игоревны, родившейся <дата>, которая является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
<данные изъяты>
Разрешение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно - предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Согласно положениям абз. 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилым помещений специализированного жилого фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.
Установленное абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц, указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к её реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста. Указанная правовая позиция отражена в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 23.12.2020.
Глущак И.И. <дата> г. достигла возраста совершеннолетия. В течение длительного времени она проживает на территории городского округа – город Галич Костромской области. В настоящее время Глущак И.И. осуществляет трудовую деятельность в должности <данные изъяты>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована Глущак И.И., в соответствии с заключением МТОСЗН, О и П № 3 от 29.10.2016 признано непригодным для постоянного проживания.
В дальнейшем Глущак И.И. планирует проживать на территории города Галича.
Сведения, предоставленные Росреестром, свидетельствуют об отсутствии у Глущак И.И. жилых помещений на праве собственности или ином законном вещном праве.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Администрация не предоставляла Глущак И.И. жилого помещения на основании договора социального найма. Как член семьи Глущак И.И. в жилые помещения по договорам социального найма не вселялась. Таким образом, Глущак И.И. по настоящее время не обеспечена жилым помещением.
Согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Глущак И.И. на основании приказа департамента от 28.11.2016 № 962 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-3KO «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.
В силу положений части 10 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 г. № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и абз. 1 ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. К данным полномочиям относятся формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров найма жилого помещения на срок пять лет, принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, а также выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Указанный Закон вступает в силу с 01.01.2015 и вводится в действие ежегодно Законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Законом Костромской области от 15.12.2023 № 428-7-ЗKO «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», в приложении № 13 (таблица 44), на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, предусмотрены соответствующие субвенции, в том числе для муниципального образования – городской округ город Галич в размере 15 601, 700 тыс. руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, Приложению № 8 к Закону Костромской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, является Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области. В бюджете Костромской области денежные средства на расходы муниципальных образований по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предусмотрены. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта РФ органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта РФ, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями.
На основании изложенного следует, что обязанность осуществления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при известных условиях возложена на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области.
Глущак И.И. имеет право на обеспечение со стороны Администрации жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Галич. Непредоставление Глущак И.И. жилого помещения является существенным нарушением её права на получение гарантированного государством для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, вида социальной поддержки, которое требует устранения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ковальчук А.А. и истица Глущак И.И. поддержали вышеизложенные исковые требования заявленные прокурором.
Представитель ответчика – Администрации Рогозинникова Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Галичского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Глущак И.И., признала в полном объеме, последствия признания иска ей известны и понятны.
Представитель третьего лица – Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом. Представитель данного департамента Киселев М.В., действующий на основании доверенности, представил письменное ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя этого третьего лица.
Представитель третьего лица – Департамента финансов Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом. Директор департамента Замураев И.Н. направил письменное ходатайство о рассмотрении данного дела без участия представителя этого третьего лица.
Представитель третьего лица – Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом, ходатайств не представили.
Данное дело рассмотрено без участия представителей указанных третьих лиц.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом принимается признание иска представителем ответчика – Администрации городского округа – город Галич Костромской области, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 ч. 3, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на муниципальное образование городской округ – город Галич Костромской области в лице администрации городского округа – город Галич Костромской области (ИНН 4403000931, ОГРН 1024401437477, юридический адрес: Костромская область, г. Галич, пл. Революции, д. 23 А) обязанность предоставить Глущак Ирине Игоревне, <данные изъяты>, на территории городского округа - город Галич Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учётом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд, в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Воробьёв А.Л.