г. Сыктывкар Дело № 2-6276/2021 (33-7305/2021)
УИД: 11RS0001-01-2021-010497-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрев в судебном заседании 23 декабря 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2021 года, которым
исковые требования Шишнёвой М.В. удовлетворены;
администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана предоставить Шишнёвой М.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г. Сыктывкар Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения истца Шишнёвой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишнёва М.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для проживания в черте г. Сыктывкара как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление опеки и попечительства администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми и Шишнёва С.Н.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в суде первой инстанции просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции истец с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
С учетом ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Жилые помещения предоставляются перечисленным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи. При этом в список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На территории Республики Коми отношения по реализации права проживающих на территории данной республики детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями регулируются Законом Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ)
Согласно п. 1 ст. 1 названного Закона к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Исходя из положений п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Из материалов дела следует, что Шишнёва М.В., <Дата обезличена> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца – Шишнёва С.Н. заочным решением ... от <Дата обезличена> лишена родительских прав в отношении Шишнёвой М.В., сведения об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют.
На основании распоряжения Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> опекуном истца назначена ФИО1 Местом жительства несовершеннолетней определено место жительства опекуна: <Адрес обезличен> За Шишнёвой М.В. сохранено право на закрепленное жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>
Согласно справке Сыктывкарского БТИ от <Дата обезличена> жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности матери истца Шишнёвой С.Н. и сестре истца ФИО в равных долях.
Шишнёва М.В. имеет регистрацию по указанному адресу с <Дата обезличена>. Кроме того, в указанном жилье сохраняет регистрацию мать истца Шишнёва С.Н.
Жилых помещений в собственности истец не имеет, нанимателем по договору социального найма не является.
<Дата обезличена> Шишневой М.В. получен диплом ...
<Дата обезличена> истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечении жилым помещением.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, в п. 12 которого Шишнёвой М.В. отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, а также обеспечении жилым помещением по мотиву не представления заявителем в полном объеме копии паспорта, а также направления документов через организацию почтовой связи.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Шишнёва М.В. до достижения возраста 23 лет обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в собственности либо на основании договора социального найма жилых помещений не имеет, родилась и постоянно проживает на территории г. Сыктывкара.
При этом суд также учел, что проживание истца по месту регистрации по адресу: <Адрес обезличен> невозможно, в силу пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Размер площади предоставляемого истцу жилого помещения определен из расчета на состав семьи один человек общей площадью не менее 13,5 кв.м. в соответствии с нормой предоставления, установленной на территории муниципального образования.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления истцу жилья в нарушение прав других лиц, включенных в список для получения жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, правильность выводов суда не опровергают, поскольку исходя из требований ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета, и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи