Дело № 3-42,44/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 3 марта 2016 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Покровской Д.А.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А., административного истца Хафизова М.Ш., представителя административного ответчика Думы Кизеловского городского поселения Пермского края Гусевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Хафизова М.Ш. и заместителя прокурора Пермского края о признании состава Думы Кизеловского городского поселения Пермского края третьего созыва неправомочным,
у с т а н о в и л:
Хафизов М.Ш. обратился 2 февраля 2016 г. в Пермский краевой суд с административным иском о признании состава Думы Кизеловского городского поселения Пермского края третьего созыва неправомочным (административное исковое заявление поступило в суд 4 февраля 2016 г.). В обоснование заявленного требования указал, что согласно статье 21 Устава Кизеловского городского поселения Пермского края представительный орган данного муниципального образования – Дума Кизеловского городского поселения состоит из 15 депутатов и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. В настоящее время в составе Думы осталось девять депутатов, так как 17 декабря 2015 г. депутаты З., Ж., Ф., О., К1. и Г. подали письменные заявления о сложении депутатских полномочий в связи с отставкой по собственному желанию, указанные лица участие в работе представительного органа не принимают. Таким образом, численный состав действующих депутатов (девять депутатов, то есть менее двух третей от установленной численности депутатов), не позволяет Думе Кизеловского городского поселения осуществлять надлежащим образом свою деятельность, чем нарушаются права административного истца на осуществление местного самоуправления. Учитывая изложенное, а также положения частей 1, 1.1, пункта 2 части 16 статьи 35, статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), представительный орган поселения подлежит признанию неправомочным.
Заместитель прокурора Пермского края также обратился в Пермский краевой суд с административным иском о признании состава Думы Кизеловского городского поселения Пермского края третьего созыва неправомочным (административное исковое заявление поступило в суд 5 февраля 2016 г.) по аналогичным основаниям.
Определением суда от 25 февраля 2016 г. административные дела по административным искам Хафизова М.Ш. и заместителя прокурора Пермского края объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании административный истец Хафизов М.Ш. и прокурор прокуратуры Пермского края Кузнецова И.А. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Думы Кизеловского городского поселения Пермского края Гусева Е.В. не возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 143 – 144).
Территориальная избирательная комиссия Кизеловского муниципального района Пермского края (далее также – ТИК Кизеловского муниципального района, Комиссия) в суд своего представителя не направила. От председателя ТИК Кизеловского муниципального района Р. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комиссии.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Хафизову М.Ш. и заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 названного Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Основания досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований поименованы в части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. К таковым, в частности, относится отставка по собственному желанию (пункт 2).
Частью 11 названной статьи установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу положений статьи 21 Устава Кизеловского городского поселения Пермского края (далее – Устав поселения) представительным органом данного муниципального образования является Дума Кизеловского городского поселения, которая состоит из пятнадцати депутатов. Срок полномочий представительного органа составляет пять лет. Дума поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Статьёй 22 Устава поселения предусмотрено, что заседание Думы правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей от общего числа избранных депутатов. Очередные заседания Думы проводятся, как правило, один раз в месяц в дни, определённые решением Думы.
Согласно статье 31 Устава поселения одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кизеловского городского поселения является отставка по собственному желанию. Решение Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Кизеловского городского поселения принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Полномочия депутата Думы в случае отставки по собственному желанию прекращаются с момента, указанного в решении Думы.
Как усматривается из материалов дела, по результатам выборов депутатов Думы Кизеловского городского поселения Пермского края третьего созыва, проведённых 8 сентября 2013 г., депутатами представительного органа избраны:
по пятимандатному избирательному округу № 1 – А., Г., С., О., Ч.; по пятимандатному избирательному округу № 2 – Б., З., К., М., Ф.;
по пятимандатному избирательному округу № 3 – А1., Ж., К1., П., Ш.
Данные обстоятельства подтверждаются: копиями решений ТИК Кизеловского муниципального района от 11 сентября 2013 г. № **, **, ** (л.д. 31, 32, 33).
Решением Думы Кизеловского городского поселения от 15 мая 2015 г. № ** в связи с досрочным прекращением полномочий главы Кизеловского городского поселения Ч1. временно исполняющим полномочия главы Кизеловского городского поселения назначена Ж. (л.д. 79).
17 декабря 2015 г. в Думу Кизеловского городского поселения поступили заявления депутатов Думы З., Ж., Г., К1., О. и Ф. о досрочном прекращении депутатских полномочий с 17 декабря 2015 г в связи с отставкой по собственному желанию, что подтверждается копиями данных заявлений (л.д. 34 – 39).
Упомянутые заявления названных депутатов были рассмотрены на внеочередном заседании Думы Кизеловского городского поселения, состоявшемся 17 декабря 2015 г., однако решения по ним не были приняты, так как за принятие решения проголосовало пять депутатов, против принятия решения – семь депутатов, один депутат от голосования воздержался.
Данные обстоятельства подтверждаются копией протокола внеочередного заседания Думы поселения от 17 декабря 2015 г. (л.д. 41 – 47).
1 февраля 2016 г. депутат Думы Кизеловского городского поселения О. обратился в представительный орган поселения с заявлением, в котором просил оставить ранее поданное им заявление о сложении депутатских полномочий без рассмотрения. 3 февраля 2016 г. временно исполняющий полномочия главы Кизеловского городского поселения Ж. возвратила депутату Думы Кизеловского городского поселения О. заявление от 1 февраля 2016 г., сославшись на то, что фактически полномочия О. как депутата представительного органа поселения прекращены 17 декабря 2015 г.
Остальные пять депутатов Думы Кизеловского городского поселения, которые 17 декабря 2015 г. подали заявления о сложении депутатских полномочий, с этого времени в работе Думы Кизеловского городского поселения участие не принимают, депутатскую деятельность не осуществляют.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей О. и Ж.; копией заявления О. от 1 февраля 2016 г.; копией сопроводительного письма от 3 февраля 2016 г. о возвращении заявления О., подписанное временно исполняющим полномочия главы поселения Ж.; списком действующих депутатов Думы Кизеловского городского поселения третьего созыва от 29 февраля 2016 г.; списком депутатов Думы Кизеловского городского поселения третьего созыва, сложивших полномочия; другими собранными по делу доказательствами.
Пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
Как установлено судом, Дума Кизеловского городского поселения решение о досрочном прекращении полномочий депутатов З., Ж., Г., К1., О. и Ф. на основании их заявлений, поступивших в представительный орган муниципального образования 17 декабря 2015 г., в порядке, предусмотренном статьёй 31 Устава поселения, не принимала. При этом депутат О. 1 февраля 2016 г. отозвал ранее поданное заявление о сложении депутатских полномочий и намерен продолжать работать депутатом Думы, а депутаты З., Ж., Г., К1. и Ф. с 18 декабря 2015 г. по настоящее время депутатскую деятельность не осуществляют.
Таким образом, численность депутатов Думы Кизеловского городского поселения третьего созыва в настоящее время, как и на момент обращения Хафизова М.Ш. и заместителя прокурора Пермского края с административными исками в суд, составляет 10 депутатов, то есть две трети от установленной численности, что свидетельствует о том, что представительный орган муниципального образования исполняет свои полномочия в правомочном составе.
К показаниям свидетеля Ж. в части того, что депутат О. отозвал заявление о сложении депутатских полномочий ввиду оказания на него давления со стороны работодателя и иных лиц, суд относится критически, поскольку они опровергаются показаниями свидетеля О., согласно которым 1 февраля 2016 г. им добровольно принято решение продолжать осуществление депутатской деятельности, в связи с чем в этот день он обратился в Думу Кизеловского городского поселения с заявлением об оставлении ранее поданного заявления о сложении депутатских полномочий без рассмотрения; со дня подачи 1 февраля 2016 г. заявления он считает себя депутатом представительного органа поселения. Основания не доверять показаниям свидетеля О. у суда отсутствуют.
То обстоятельство, что заявление об отзыве ранее поданного заявления о сложении депутатских полномочий подано О. лишь 1 февраля 2016 г., в данном случае не имеет правового значения, так как решение по его заявлению от 17 декабря 2015 г. Думой Кизеловского городского поселения в установленном порядке до настоящего времени не принято.
Ссылка административных истцов в обоснование заявленных требований на справки Думы Кизеловского городского поселения о том, что депутат О. с 18 декабря 2015 г. в работе постоянно действующих комиссий участие не принимает, приём граждан не осуществляет, компенсацию расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не получает, также не имеет правового значения, поскольку после 1 февраля 2016 г. заседания Думы Кизеловского городского поселения третьего созыва не проводились, а согласно статье 25 Устава поселения участие в работе постоянно действующих комиссий и приём граждан являются лишь одними из нескольких форм депутатской деятельности.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что численный состав депутатов Думы Кизеловского городского поселения третьего созыва составляет 10 депутатов, то есть две трети от установленной численности, основания для удовлетворения заявленных административными истцами требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 9 ░░░░░ 2016 ░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░-░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░.░.