Дело № 2-4168/2019 15 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Табунщика ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии,
установил:
Табунщик О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период работы и период получения пособия по безработице в страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование требований указал, что 23 июня 2019 г. по достижении возраста 50 лет ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При назначении пенсии ответчик неверно определил продолжительность его страхового стажа, необоснованно исключив из него некоторые периоды. Так, ответчик не включил в страховой стаж период работы с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г. продолжительностью 3 года 6 месяцев 7 дней в Среднем профессионально-техническом училище № 27 села Пешковка Фёдоровского района Кустанайской области Республики Казахстан. Письменного решения об отказе во включении в стаж указанного периода ответчик не вынес и истцу такого решения не выдал. Вместе с тем, все записи о работе в указанной период в его трудовой книжке последовательны, читаются, исправлений нет, внесены на основании приказов, заверены подписью ответственного лица и печатью. Кроме того, в страховой стаж ответчиком необоснованно не включен период получения пособия по безработице с 1 января 2019 г. по 22 июня 2019 г. Просит суд возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж период работы в СПТУ-27 с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г., период получения пособия по безработице с 1 января 2019 г. по 22 июня 2019 г., произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом включения указанных периодов с 23 июня 2019 г., а также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. и на оформление доверенности в сумме 810 руб.
Определением от 15 октября 2019 г. производство по делу в части исковых требований Табунщика О.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж период получения пособия по безработице с 1 января 2019 г. по 22 июня 2019 г. прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
До перерыва в судебном заседании истец заявленные требования в оставшейся части поддержал.
Представитель истца по доверенности Виноградова Т.Н. в судебном заседании до и после перерыва заявленные требования также поддержала. Указала, что истец самостоятельно не заполнял форму заявления о назначении пенсии, данное заявление по его просьбе заполнил специалист Пенсионного фонда, свою подпись в заявлении истец не проставлял, и о том, что пенсия ему будет назначена только по сведениям персонифицированного учета, не знал. Не оспаривала при этом, что ни с заявлением о назначении пенсии, ни после подачи данного заявления, но до вынесения ответчиком решения о назначении пенсии, истец не передавал свою трудовую книжку, предполагая, что её копия имеется в пенсионном органе, поскольку она передавалась истцом в рамках предварительного обращения к ответчику в целях оценки его пенсионных прав.
Представитель ответчика Игнатьева М.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что пенсионным органом не запрашивались и не оценивались никакие дополнительные сведения о стаже и заработке истца, поскольку истец выразил свою волю на то, чтобы оценка его пенсионных прав проводилась исключительно по данным индивидуального (персонифицированного) учета, в котором отсутствуют сведения о спорном периоде работы. Отметила также, что заявление заполнено истцом посредством личного кабинета, куда имеет доступ исключительно сам истец. В случае, если при заполнении формы заявления истцу оказывали помощь специалисты пенсионного органа, это делалось с его согласился, только истец мог назвать необходимый пароль для входа в его личный кабинет, специалист разъясняла истцу все последствия назначения пенсии по сведениям лицевого счета. Именно по этой причине истец не передавал ответчику свою трудовую книжку и не просил оценивать ее при определении права на пенсию.
Заслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее – Правила № 1015).
Как указано в п. 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что истец Табунщик О.А. является получателем страховой пенсии по старости с 23 июня 2019 г. Пенсия назначена решением от 29 июня 2019 г. на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (пенсионное дело, л.д. 2).
При назначении пенсии, как следует из данных о стаже истца, в страховой стаж не учтен период его работы с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г.
Указанное, как следует из пояснений представителя ответчика, вызвано тем обстоятельством, что при вынесении решения о назначении истцу пенсии пенсионным органом учитывались только сведения индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку согласие на это выразил сам истец при обращении с заявлением о назначении пенсии. При этом в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют данные о работе истца в период с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г. Дополнительных документов о стаже и заработке истца пенсионный орган не запрашивал и не оценивал.
В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона № 400-ФЗ обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Согласно п. 7 ст. 21 Закона № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (п. 8 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 19 указанного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином.
При этом в соответствии с п. 43 Административного регламента в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются.
Пункт 94 Административного регламента возлагает на должностное лицо пенсионного органа обязанность разъяснять гражданину о возможности назначения пенсии с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Этим же Административным регламентом утверждена форма заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую); в п. «п» данной формы заявления предусмотрено согласие гражданина с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных документов о стаже и заработке.
В заявлении Табунщика О.А. в указанном пункте заявления поставлена отметка о таком согласии (пенсионное дело, л.д. 13-15).
В судебном заседании истец не ссылался на то, что был ограничен во времени при ознакомлении с текстом заявления, подтвердил, что содержащиеся в заявлении сведения, касающиеся его личных данных, в том числе номер банковского счета для начислении суммы пенсии, соответствуют действительности.
Суд не может принять ссылку истца на то обстоятельство, что заявление заполнено не им, а сотрудником пенсионного органа, вследствие чего он не выражал личного согласия на назначение пенсии без учета сведений о стаже, в том числе трудовой книжки. Так, заявление подано истцом через свой личный кабинет, третьи лица без сообщения им пароля для входа в личный кабинет не могли получить доступа к нему, следовательно, сообщив свой пароль для входа в личный кабинет, истец фактически выразил своё согласие на заполнение формы заявления иным лицом, следовательно, самостоятельно несет ответственность за те данные, которые отражены в форме заявления.
Более того, к своему заявлению истец не приложил ни одного документа, содержащего сведения о трудовом стаже, в том числе, трудовую книжку, что также подтверждается уведомлением о приеме от истца документов (пенсионное дело, л.д. 16). В свою очередь ответчик не истребовал никаких дополнительных документов о стаже и заработке истца.
Выпиской индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается факт работы истца в период с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г., вследствие чего у ответчика не имелось оснований для учета указанного периода при определении продолжительности страхового стажа истца.
Суд, разрешая требования о признании незаконными решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, проверяет правильность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и обоснованность вынесения решений об отказе в её назначении.
Принимая во внимание то обстоятельство, что истцом выражено согласие со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися на момент его обращения за назначением пенсии, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в страховой стаж периода с 16 ноября 1990 г. по 23 мая 1994 г., поскольку нарушений действующего законодательства при оценке пенсионных прав истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ответчиком не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Табунщика ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ