Дело №5-97/2021
11RS0005-01-2022-000107-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
21 января 2022 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:
ФИО: |
Шестаков А.Н. |
Дата и место рождения: |
<...> г., .... |
Адрес регистрации: |
.... |
Адрес проживания: |
.... |
Место работы, должность: |
заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра» |
установил:
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании определения от 27.12.2021 ...., в Ухтинский городской суд передано для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении должностного лица - заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра» (далее по тексту так же – ПФ «Вуктылгазгеофизика», Общество) Шестакова А.Н. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа по доверенности, Колотова Н.С. настаивала на привлечении должностного лица к административной ответственности.
Шестаков А.Н. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что выявленные нарушения были устранены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст. 29).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников (ст. 11).
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона №52-ФЗ закрепляют право каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и созданы благоприятные условия его жизнедеятельности по смыслу статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образуют санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (пункт 1 статьи 2).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия представляют собой организационные административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляет охрану здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 на территории Республики Коми, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16.03.2020 года введен режим повышенной готовности.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении, составленного 27.12.2021 за .... в отношении заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» Шестакова А.Н., главным государственным санитарным врачом по г. Ухте, г. Сосногорску, г. Вуктылу, Троицко-Печорскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте Повалишиной А.М., следует, что на основании распоряжения от 24.06.2021 .... о проведении расследования инфекционных и неинфекционных заболеваний, в ПФ «Вуктылгазгеофизика» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в Учреждении:
1) не организовано проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекции с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники. Фактически влажная уборка служебных помещений, мест общественного пользования, дверных ручек, выключателей, поручней, в ПФ «Вуктылгазгеофизика» осуществляется с использованием средства «Белизна», не обладающим вирулицидным действием;
2) не применяются в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа;
3) после регистрации больных новой коронавирусной инфекцией в ПФ «Вуктылгазгеофизика» не организована очаговая (текущая), дезинфекция рабочих мест, (согласно предписаний от 16.06.2021 ...., от 17.06.2021 .... о проведении дополнительных санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий).
В соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 ...., МР 3.1/2.2.0172/5-20 Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, юридическими лицами должно быть обеспечено:
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств (п. 4.4 СП 3.1.3597-20);
- проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20);
- проведение профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (п. 6.1 СП 3.1.3597-20);
- профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2 СП 3.1.3597-20).
В соответствии с должностной инструкцией заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» обязан руководить производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Филиала в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.1.2 – 2.1.6); соблюдать действующее законодательство (п. 2.1.28); контролировать исполнение (соблюдение) предписаний по охране труда и промышленной безопасности (п. 2.1.11). Заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, возложенных на него настоящей должностной инструкцией и порученных ему задач (п. 4.5).
Приказом от 28.02.2014 №.... заместителем директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» с 01.03.2014 назначен Шестаков А.Н.
Действия должностного лица административным органом квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Нахожу указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение положений пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 необоснованным в силу следующего.
Пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 определяет мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 №АКПИ21-78 сделан вывод, что выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путём установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку напрямую не возлагает на физических лиц и организации обязанность соблюдения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции.
Нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, введённых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21 названного Обзора).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 КоА ПРФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении прихожу к выводу о том, что совершенное должностным лицом деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Факт нарушения должностным лицом вышеприведенных положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СП 3.1.3597-20, МР 3.1/2.2.0172/5-20, с достоверностью подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, в т.ч. протоколом об административном правонарушении, приказом о переводе работника на другую работу от 28.02.2014 №...., должностной инструкцией заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика», актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, предписанием от 22.08.2021, предписанием от 16.06.2021 ...., от 17.07.2021 .... и иными материалами дела.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что должностное лицо не обеспечило выполнение требований санитарного законодательства при организации деятельности Общества.
Вместе с тем в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии в том числе такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 указано, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения (вопрос №19).
Учитывая, что проверка в Обществе проведена 24.06.2021, следовательно нарушения выявлены 24.06.2021, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ истек 25.09.2021, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Шестакова А.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 4.5, ч. 2 ст. 6.3, ч. 1 ст. 20.6.1, ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Переквалифицировать действия должностного лица Шестакова ФИО7 с ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра» Шестакова ФИО8, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 21 января 2022 года.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.