Решение по делу № 5-97/2022 от 10.01.2022

Дело №5-97/2021

11RS0005-01-2022-000107-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Республика Коми, город Ухта

21 января 2022 года

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:

ФИО:

Шестаков А.Н.

Дата и место рождения:

<...> г., ....

Адрес регистрации:

....

Адрес проживания:

....

Место работы, должность:

заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра»

установил:

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании определения от 27.12.2021 ...., в Ухтинский городской суд передано для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении должностного лица - заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра» (далее по тексту так же – ПФ «Вуктылгазгеофизика», Общество) Шестакова А.Н. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного органа по доверенности, Колотова Н.С. настаивала на привлечении должностного лица к административной ответственности.

Шестаков А.Н. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что выявленные нарушения были устранены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст. 29).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников (ст. 11).

Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона №52-ФЗ закрепляют право каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и созданы благоприятные условия его жизнедеятельности по смыслу статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образуют санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (пункт 1 статьи 2).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия представляют собой организационные административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляет охрану здоровья граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 на территории Республики Коми, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16.03.2020 года введен режим повышенной готовности.

В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении, составленного 27.12.2021 за .... в отношении заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» Шестакова А.Н., главным государственным санитарным врачом по г. Ухте, г. Сосногорску, г. Вуктылу, Троицко-Печорскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте Повалишиной А.М., следует, что на основании распоряжения от 24.06.2021 .... о проведении расследования инфекционных и неинфекционных заболеваний, в ПФ «Вуктылгазгеофизика» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в Учреждении:

1)      не организовано проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекции с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники. Фактически влажная уборка служебных помещений, мест общественного пользования, дверных ручек, выключателей, поручней, в ПФ «Вуктылгазгеофизика» осуществляется с использованием средства «Белизна», не обладающим вирулицидным действием;

2)      не применяются в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа;

3)      после регистрации больных новой коронавирусной инфекцией в ПФ «Вуктылгазгеофизика» не организована очаговая (текущая), дезинфекция рабочих мест, (согласно предписаний от 16.06.2021 ...., от 17.06.2021 .... о проведении дополнительных санитарно­противоэпидемических (профилактических) мероприятий).

В соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 ...., МР 3.1/2.2.0172/5-20 Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, юридическими лицами должно быть обеспечено:

-          обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств (п. 4.4 СП 3.1.3597-20);

-          проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п. 4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20);

-          проведение профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (п. 6.1 СП 3.1.3597-20);

-          профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2 СП 3.1.3597-20).

В соответствии с должностной инструкцией заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» обязан руководить производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Филиала в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.1.2 – 2.1.6); соблюдать действующее законодательство (п. 2.1.28); контролировать исполнение (соблюдение) предписаний по охране труда и промышленной безопасности (п. 2.1.11). Заместитель директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, возложенных на него настоящей должностной инструкцией и порученных ему задач (п. 4.5).

Приказом от 28.02.2014 №.... заместителем директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика» с 01.03.2014 назначен Шестаков А.Н.

Действия должностного лица административным органом квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Нахожу указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение положений пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 необоснованным в силу следующего.

Пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 определяет мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 №АКПИ21-78 сделан вывод, что выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путём установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Таким образом, нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку напрямую не возлагает на физических лиц и организации обязанность соблюдения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции.

Нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, введённых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21 названного Обзора).

В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.

Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.

В силу части 3 статьи 23.1 КоА ПРФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.

Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении прихожу к выводу о том, что совершенное должностным лицом деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Факт нарушения должностным лицом вышеприведенных положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СП 3.1.3597-20, МР 3.1/2.2.0172/5-20, с достоверностью подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, в т.ч. протоколом об административном правонарушении, приказом о переводе работника на другую работу от 28.02.2014 №...., должностной инструкцией заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам ПФ «Вуктылгазгеофизика», актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, предписанием от 22.08.2021, предписанием от 16.06.2021 ...., от 17.07.2021 .... и иными материалами дела.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что должностное лицо не обеспечило выполнение требований санитарного законодательства при организации деятельности Общества.

Вместе с тем в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии в том числе такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 указано, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения (вопрос №19).

Учитывая, что проверка в Обществе проведена 24.06.2021, следовательно нарушения выявлены 24.06.2021, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ истек 25.09.2021, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Шестакова А.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 4.5, ч. 2 ст. 6.3, ч. 1 ст. 20.6.1, ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Переквалифицировать действия должностного лица Шестакова ФИО7 с ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя директора по материально-техническому обеспечению и общим вопросам Производственного филиала «Вуктылгазгеофизика» Общества с ограниченной ответственностью «Газпром недра» Шестакова ФИО8, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 21 января 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.

5-97/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Шестаков Алексей Николаевич
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Статьи

6.3

Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
10.01.2022Передача дела судье
10.01.2022Подготовка дела к рассмотрению
21.01.2022Рассмотрение дела по существу
21.01.2022Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
21.01.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее