Решение по делу № 2-516/2022 от 23.05.2022

11RS0016-01-2022-000717-25

дело №2-516/2022

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 4 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах несовершеннолетнего Протопопова Т. Н. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в интересах несовершеннолетнего Протопопова Т.Н. с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей, причиненного несовершеннолетнему укусом бесхозяйной собаки, указывая на непринятие ответчиком надлежащих мер по отлову безнадзорных животных.

Участвующий от имени прокурора Нестеренко А.Г. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, указав, что иск подан на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах несовершеннолетнего, оснований для освобождения администрации района от возмещения вреда не имеется.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Морокова Л.В., уполномоченная соответствующей доверенностью, в судебном заседании возражала удовлетворению иска, сославшись на отсутствие полномочий по обращению прокурора в суд с рассматриваемым иском. Дополнительно указала, что администрация не бездействовала по вопросу отлова безнадзорных животных, в 2019 году было заключено 2 контракта, в 2020 году было проведено 6 аукционов, но ни один из них не состоялся. Просила учесть проводимую администрацией работу по указанным полномочиям, и снизить размер компенсации морального вреда в случае удовлетворения иска.

Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Вышеприведенной ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ право прокурора на обращение в суд в интересах указанных в ней лиц не ставится в зависимость от наличия полномочий на обращение в суд с аналогичными требованиями у иных лиц и иных государственных органов. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.

В этой связи, доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящими требованиями несостоятельны, поскольку прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Протопопова Т.Н., который в силу возраста не может защищать свои права и законные интересы. Кроме того, из материалов дела следует, что по вопросу защиты интересов ребенка в прокуратуру обратилась мать ребенка и просила о защите прав последнего.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п.1 ст.1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Согласно п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимается нравственные или физически страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

В силу ст.1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненного потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (п.32).

Из содержания данных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в их взаимосвязи следует, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, а следовательно, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.01.2021 около 15 часов 30 минут около дома <адрес>, несовершеннолетнего Протопопова Т.Н. укусила собака.

Согласно материалу проверки, зарегистрированному в КУСП ОМВД России по Сыктывдинскому району от 18.01.2021 № 381 по сообщению Протопоповой Л.В., 18.01.2021 около 15 часов 30 минут в <адрес>, во время возвращения со школы, несовершеннолетнего Протопопова Т.Н. за голень левой ноги укусила собака (без намордника и ошейника), при этом никаких команд к данным действиям собаке не давали. В дальнейшем, несовершеннолетнего отвезли в ГУ «РДКБ», где его осмотрели, обработали место укуса, сделали прививку и отпустили домой. В материалах КУСП имеются аналогичные объяснения несовершеннолетнего Протопопова Т.Н., его матери Протопоповой Л.В.

Указанное также подтверждается представленными в материалы дела выписками из амбулаторной карты несовершеннолетнего и карты обратившегося за антирабической помощью от 18.01.2021.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).

В соответствии с положениями статьи 17 указанного Федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу части 3 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В силу положений ст. 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 01.01.2015 №115-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Постановлением правительства Республики Коми от 30.01.2020 № 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми. В соответствии с п. 2 Порядка целями настоящего порядка является, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц. В целях настоящего Порядка под уполномоченным органом понимается орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района и городского округа в Республике Коми, наделенный государственным полномочием Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п.5).

Постановление администрации МО МР «Сыктывдинский» от 10.07.2019 №7/742 «Об утверждении Порядка отлова, учета, содержания и иного обращения с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» корреспондирует указанным выше нормативным актам.

Пунктом 3 Порядка отлова указано, что в целях настоящего Порядка под животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» понимаются домашние животные (собака, кошка), находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица.

Согласно п.5 Порядка отлов, учет, содержание и уничтожение животных без владельцев осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими необходимое оборудование (пневматическое оружие), транспорт для перевозки животных без владельцев, пункты временного содержания животных без владельцев, специально подготовленных, прошедших иммунизацию против бешенства работников (далее – организации по отлову животных без владельцев), на основании муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров), заключенных с администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее – органы местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.03.2013 №44-ФЗ.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих заключение ответчиком контрактов с подрядными организациями по отлову безнадзорных животных, по состоянию на 18.01.2021 суду не представлено.

Анализ изложенного с учетом фактических обстоятельств дела свидетельствует о бездействии ответчика в области обеспечения безопасности населения района от нападения безнадзорных животных, повлекшим наступление для несовершеннолетнего Протопопова Т.Н. неблагоприятных последствий, ввиду отсутствия на момент получения потерпевшим телесных повреждений действующих муниципальных контрактов по отлову бродячих собак.

При этом принятие соответствующих нормативных актов не может свидетельствовать о принятии действенных мер по выполнению органом муниципального образования мер по выполнению возложенной законом обязанности.

Вопреки доводам представителя ответчика, причины, на которые последний ссылается как на обусловившие неисполнение им своей обязанности по отлову безнадзорных животных, в том числе невозможность заключения контрактов по причине отсутствия поданных заявок, не могут служить правовым основанием для освобождения ответчика от ответственности по настоящему делу, поскольку исполнение этой обязанности не ставится законом в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что факт причинения несовершеннолетнему нравственных и физических страданий установлен, в связи с чем, на ответчике лежит обязанность по компенсации морального вреда.

В нарушение положений п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для возложения на него ответственности за причиненный несовершеннолетнему Протопопову Т.Н. моральный вред.

Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, анализа приведенных выше норм права, а также исходя из доказанности факта причинения несовершеннолетнему Протопопову Т.Н. телесных повреждений, а равно причинение физических и нравственных страданий, находит требования подлежащими удовлетворению.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях, факт причинения ему морального вреда предполагается

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства, при которых произошло причинение ребенку боли и телесных повреждений, длительность прохождения лечения, отсутствие серьезных последствий в результате причинения телесных повреждений, физические и нравственные страдания, а также требования разумности и справедливости и приходит к выводу о взыскании в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей, что, по убеждению суда, соответствует тем нравственным и физическим страданиям, которые несовершеннолетний Протопопов Т.Н. вынужден был претерпевать. Оснований для уменьшения данной суммы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах несовершеннолетнего Протопопова Т. Н. удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в пользу законного представителя Протопопова Т. Н. Протопоповой Л. В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать с администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 июля 2022 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-516/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г.
Информация скрыта
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Другие
Протопопова Лариса Витальевна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
23.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее