Дело №2-1153/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года Первомайский районный суд г.Ростова н/Д
в составе: председательствующего судьи Сокиркиной Т.И.
при секретаре Головиной Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко Т.Ю. к Тимошенко В.В. о компенсации морального
вреда,
УСТАНОВИЛ:Истица обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Первомайского районного суда г.Ростова н/Д от 19.03.2018г. Тимошенко В.В. обязан не чинить препятствий Тимошенко Т.Ю. в пользовании квартирой № по <адрес>
При рассмотрении указанного гражданского дела судом было установлено, что ответчик умышленно чинил препятствия истице в пользовании указанной квартирой. Своими действиями ответчик причинил истице физические и нравственные страдания, поэтому, на основании ст.ст.151,1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Тимошенко Т.Ю. просит суд взыскать с Тимошенко В.В. компенсацию морального вреда в размере 250000,00 руб.
Истица в суд не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
В судебном заседании представители истицы Макаров С.Н., Макуха С.И., действующие по доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик и его представитель Марышева И.П., действующая по доверенности, иск не признали, ссылаясь на то, что никаких доказательств, свидетельствующих о причинении истице нравственных и физических страданий со стороны ответчика, суду не представлено.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20.12.1994г. №10 разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20.12.1994г. №10 также разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст.1100 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.).
Согласно ст.ст.12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), исходя из принципа состязательности сторон при разрешении гражданских дел, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, возможность возмещения причиненного вреда жизни или здоровью, в том числе и компенсация морального вреда, на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
В судебном заседании установлено, что Тимошенко Т.Ю. и Тимошенко В.В. являются собственниками квартиры № общей площадью 40,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> – по 1/2 доле каждый (л.д.32,38).
Решением Первомайского районного суда г.Ростова н/Д от 19.03.2018г., суд обязал Тимошенко В.В. не чинить препятствий итице в пользовании квартирой № по <адрес> (л.д.9-11).
Истица, утверждая, что действиями ответчика ей причинены нравственные или физические страдания, доказательств причинения нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие именно нравственные или физические страдания перенесены, суду не представила.
Само по себе решение суда об удовлетворении исковых требований истицы не является основанием для компенсации морального вреда.
Из представленных суду доказательств следует, что между сторонами сложились неприязненные отношения, имеются судебные постановления об определении порядка общения с несовершеннолетним ребенком, об определении места жительства ребенка, взыскании алиментов, определении порядка пользования квартирой, однако сам факт наличия судебных постановлений не свидетельствует о причинении какого-либо морального вреда для сторон.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленный иск является необоснованным и подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Тимошенко Т.Ю. в иске к Тимошенко В.В. о компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова н/Д в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Окончательный текст решения суда изготовлен 15.02.2019г.
Судья: