55RS0003-01-2020-007515-43
Дело № 2-231/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Омск
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Исматова Т.Б.,
помощника судьи Горновской А.В.,
при секретаре судебного заседания Пшеченко К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слепыниной Татьяны Афанасьевны к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности перераспределить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Слепынина Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности перераспределить земельный участок. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым № площадью 376 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В 2017 году на вышеуказанном земельном участке было завершено строительство жилого дома площадью 59,7 кв.м.
При подготовке технического плана было обнаружено, что границы жилого дома выходят за пределы границ земельного участка, в связи с чем, до подготовки технического плана необходимо произвести перераспределение земельного участка в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Истцом была подготовлена схема земельного участка с учетом перераспределения и уточнения границ, подано заявление в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перераспределении земельного участка в связи с тем, что представленная схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории.
С учетом изложенного просит возложить на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанность перераспределить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Истец Слепынина Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца по устному ходатайству Спирин С.Ю. в судебном заседании полагал отказ в перераспределении земельного участка необоснованным по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по доверенности Кажкаримова А.К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В представленном отзыве указала, что при рассмотрении представленной истцом схемы расположения земельного участка было установлены основания для отказа, а именно: несоответствие требованиям к подготовке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: не учтены материалы и сведения правил землепользования и застройки (не отражены сведения о территориальной зоне, проектов планировки территории, о красных линия, утвержденных в составе проекта планировки территории, о зонах с особыми условиями использования территории; приведена не в полном объеме информация о земельных участках, об объектах капитального строительства, учтенных в ЕГРН, имеющихся в пределах данного фрагмента кадастрового плана территории; имеется разночтение в отображении и обозначении характерных точек границы образуемого земельного участка; недостаточная читаемость представленной схемы не позволяет достоверно идентифицировать расположение границ земельных участков и объектов капитального строительства относительно картографической основы); приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории (испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий Кольцевого переулка, утвержденных постановоением Администрации г. Омска от 30.04.2013 года № 455-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области»).
Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Выслушав доводы истца, представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Слепыниной Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:160104:2254 площадью 376 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Слепыниной Т.А. Администрацией Ленинского АО г. Омска было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
В 2017 году строительство жилого дома было завершено.
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок относится к территориальной зоне жилой застройки Ж-1
В ходе проведения работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ по изготовлению технического плана на жилой дом, БУ «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» было выявлено, что граница жилого дома выходит за границы земельного участка с кадастровым ДД.ММ.ГГГГ, уточнений границ которого проведено в ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома осуществлялось без учета границ земельного участка, установленных в ДД.ММ.ГГГГ и учтенных в ЕГРН.
В соответствии с градостроительным планом минимальный отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений составляет 3 метра при осуществлении нового строительства, при этом данное требование градостроительного плана Слепыниной Т.А. при возведении жилого дома ею не соблюдено.
ДД.ММ.ГГГГ Слепынина Т.А. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о перераспределении земельного участка.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ отказал Слепыниной Т.А. в перераспределении земельного участка в связи с установлением следующих оснований для отказа:
- несоответствие требованиям к подготовке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: не учтены материалы и сведения правил землепользования и застройки (не отражены сведения о территориальной зоне, проектов планировки территории, о красных линия, утвержденных в составе проекта планировки территории, о зонах с особыми условиями использования территории; приведена не в полном объеме информация о земельных участках, об объектах капитального строительства, учтенных в ЕГРН, имеющихся в пределах данного фрагмента кадастрового плана территории; имеется разночтение в отображении и обозначении характерных точек границы образуемого земельного участка; недостаточная читаемость представленной схемы не позволяет достоверно идентифицировать расположение границ земельных участков и объектов капитального строительства относительно картографической основы);
- приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории (испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий Кольцевого переулка, утвержденных постановоением Администрации г. Омска от 30.04.2013 года № 455-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области»).
Согласно представленной Слепыниной Т.А. схеме земельного участка предлагалось осуществить перераспределение земельного участка с кадастровым номером 55:36:160104:2254, находящегося в собственности истца и земель общего пользования.
Статья 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Таким образом, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно частям 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования, создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
П. 12 ст. 85 ЗК предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
В исковом заявлении истец просит суд обязать департамент архитектуры перераспределить земельный участок с кадастровым номером 55:36:160104:2254 в соответствии со схемой земельного участка.
В соответствии с пунктом 19 пп. 17, пп. 18 Решения Омского городского совета от 1l.04.2012 № 3 «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска» департамент архитектуры и градостроительства принимает решение о
перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях отсутствия утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю, 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 20 пп. 15, пп. 16 Решения Омского городского совета от
26.10.2011 г. № 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" департамент имущественных отношений Администрации города Омска заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, подписывает акты приема-передачи к указанным соглашениям и заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, подписывает акты приема-передачи к указанным соглашениям.
Системный анализ вышеуказанных норм говорит о том, что обязанность по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков возложена на департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Исходя из изложенного, суд находит, что Слепыниной Т.А. было правомерно отказано в перераспределении земельного участка, решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска об этом соответствует закону, прав истца не нарушает, принято в пределах предоставленной компетенции, в связи с чем исковые требования Слепыниной Т.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Слепыниной Татьяны Афанасьевны к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности перераспределить земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Исматов
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2021 года.