Дело №2а-1568/2020
УИД 75RS0003-01-2020-002222-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020г.
Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Попковой Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Забайкальскому краю к Велинскому Владимиру Павловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России №3 по Забайкальскому краю обратилась в суд с административным иском, указывая, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Забайкальскому краю состоит в качестве налогоплательщика Велинский В.П., который обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать налог на имеющиеся в собственности земельные участки. В нарушение вышеуказанных норм закона налогоплательщик не уплатил налог и сборы.
Межрайонная ИФНС России №3 по Забайкальскому краю (далее – Инспекция) обратилась к мировому судье судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г.Читы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, основанным на следующих требованиях: от 02.08.2016 №..., от 14.11.2017 №..., от 23.11.2018 №....
Определением от 29.05.2020 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано по причине наличия спора.
Административный истец просит суд восстановить срок на подачу заявления о взыскании с Велинского В.П. задолженности в сумме 405,55руб., в том числе земельный налог: за 2016г. в размере 127руб., за 2015г. в размере 122руб., за 2014г. в размере 121,63руб., пеня в размере 34,92руб. Взыскать с Велинского В.П. задолженность в сумме 405,55руб., в том числе земельный налог: за 2016г. в размере 127руб., за 2015г. в размере 122руб., за 2014г. в размере 121,63руб., пеня в размере 34,92руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС №3 по Забайкальскому краю, административный ответчик Велинский В.П. в судебное заседание не явились, и суд, на основании ч.7 ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса (п.3).
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац первый пункта 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Согласно п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Велинскому В.П. направлены требования об уплате земельного налога №... по состоянию на 02 августа 2016г. в сумме недоимки 121,63руб., пени 10,49руб. со сроком уплаты до 12 сентября 2016г., №... по состоянию на 14 ноября 2017г. в сумме недоимки 122,00руб., пени 13,20руб., со сроком уплаты до 10.01.2018г., №... по состоянию на 23 ноября 2018г. в сумме недоимки 127,00руб., пени 11,23руб. со сроком уплаты до 25 декабря 2018г.
В установленные сроки Велинским В.П. суммы недоимки по земельному налогу и пени не уплачены.
Поскольку общая сумма по вышеуказанным требованиям не превышает 3000руб., то срок для предъявления административного иска начинает течь со дня истечения самого раннего срока уплаты налога и истекает через три года и шесть месяцев, т.е. в настоящем случае 02 февраля 2020г.
С административным иском о взыскании налоговых платежей и пени налоговый орган обратился 02.10.2020г., и, таким образом, срок подачи заявления в суд о взыскании задолженности истек, т.е. заявление подано в суд за пределами установленного срока.
Налоговый орган просит суд о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании задолженности.
Согласно ч.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд налоговым органом пропущен без уважительных причин, поскольку Межрайонная ИФНС России №3 по Забайкальскому краю обратилась с административным исковым заявлением спустя длительное время без обоснования объективных причин пропуска указанного процессуального срока.
При этом, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и необходимости своевременного обращения в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд также полагает необходимым учитывать, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.
С учетом указанного, в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 290, 293-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №2 по г.Чите к Велинскому Владимиру Павловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, оставить без удовлетворения.
По ходатайству заинтересованного лица суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
С у д ь я