Решение по делу № 33а-1723/2022 от 28.01.2022

Судья – Худик А.А. Дело № 33а-1723/2022 А-189а

24RS0048-01-2021-010639-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2022 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Мирончика И.С.,

судей – Данцевой Т.Н., Штей Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска к Чех ФИО10 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

по апелляционной жалобе Чех В.Г.,

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 октября 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, удовлетворить.

Взыскать с Чех В.Г., <данные изъяты> <данные изъяты> в пользу ИФНС России по Советскому району г. Красноярска задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 25373 руб., пени в сумме 49 руб. 48 коп., а всего 25422 руб. 48 коп.

Взыскать с Чех ФИО11 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 962 руб. 67 коп.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы (далее – ИФНС) России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Чех В.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 373 рублей и пени – 49 рублей 48 копеек.

В обоснование своих требований сослалась на то, что последняя в отчетный период являлась собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный номер <данные изъяты>. Вместе с тем мер к надлежащему исполнению обязанности по уплате налога на данное имущество Чех В.Г. не принимает, вследствие чего образовалась указанная задолженность, с учетом штрафных санкций.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чех В.Г. ставит вопрос об отмене данного судебного акта, как незаконного. Полагает, что недоимка по транспортному налогу рассчитана без учёта внесенных ею налоговых платежей и имеющейся у нее льготы по транспортному налогу для владельцев грузовых транспортных средств.

От представителя ИФНС по Советскому району г. Красноярска Ярлыковой В.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой она выражает несогласие с аргументами ответчика. Настаивает на том, что расчет задолженности по обязательным платежам произведен верно, что подтверждается карточкой «Расчеты с бюджетом».

Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подле-жит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет данный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая ба-за, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации), если иное не предусмотрено данной статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ч. 2 ст. 362 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ под пеней понимается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в отчетный период Чех В.Г. принадлежали на праве собственности 4 транспортных средства, в том числе автомобиль <данные изъяты> государственный номер <данные изъяты>. Ввиду необходимости оплаты ответчиком налога на данное имущество налоговым органом 27 июня 2019 года было сформировано налоговое уведомление на общую сумму 74750 рублей, а 20 декабря 2019 года оформлено требование № 89691 на обозначенный платеж и пени в размере 272 рублей 84 копеек.

Однако в 2020 году поступили сведения о предоставлении льготы по транспортному налогу для физических лиц – владельцев грузовых транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную сумму свыше 12 тонн, и зарегистрированных в специальной системе взимания платы. В связи с этим обязательный платеж в отношении автомобиля <данные изъяты>, государственный номер <данные изъяты>, был исключен из ранее направленного в адрес Чех В.Г. налогового требования и произведено его уменьшение на 10344 рубля. Вследствие этого на данное транспортное средство было сформировано новое требование от 10 июля 2020 года № 48539, согласно которому сумма налога составила 25373 рубля, пеня – 49 рублей 48 копеек. Данный документ, также как и первоначальное налоговое уведомление, незамедлительно направлялись в адрес Чех В.Г. через информационный портал «Личный кабинет налогоплательщика» (л.д. 14-19).

Непринятие ответчиком мер к погашению задолженности послужило поводом для обращения в порядке ст. 48 НК РФ к мировому судье судебного участка № 87 в Советском районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени. Таковой был постановлен 2 декабря 2020 года, но 20 января 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. После этого налоговый орган 7 июля 2021 года, то есть в рамках шестимесячного срока, предъявил настоящий иск в Советский районный суд г. Красноярска. Таким образом, налоговым органом в полной мере была соблюдена процедура взыскания обязательных платежей, определенная законом.

При этом об инициировании в отношении нее судебного производства по обозначенному вопросу Чех В.Г. была уведомлена посредством направления ей судом копии искового заявления и определения о принятии такового - по адресу регистрации (указанный адрес поименован ответчиком в качестве своего места жительства и в апелляционной жалобе). Согласно отчету об отслеживании отправления с официального сайта Почты России, корреспонденция вручена получателю 26 июля 2021 года, то есть заблаговременно до судебного заседания, в связи с чем Чех В.Г. имела достаточный временной запас для представления возражений и доказательств (л.д. 34). В связи с этим доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.

Размер предъявленных ко взысканию сумм обязательных платежей определен вер-но, с учетом положений ст. 362 НК РФ (исходя из мощности двигателя автомобиля в лошадиных силах, налоговой ставки, установленной законом Красноярского края, и периодов владения транспортными средствами; а также льготы, предоставляемой физическим лицам – владельцам грузовых транспортных средств в порядке ст. 361.1 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Суммовое значение указанной льготы Чех В.Н. не оспаривается.

Не вызывает сомнений в правильности и методика исчисления штрафных санкций, выполненная с учетом сумм основного долга, количества дней допущенной просрочки и действовавшей ставки рефинансирования.

Довод апелляционной жалобы, что ответчиком погашена задолженность по транспортному налогу, является несостоятельным ввиду противоречия данного утверждения информации, содержащейся в карточке расчетов с бюджетом. Размер внесенных Чех В.Г. сумм и порядок их распределения можно проследить в следующей таблице.

Отчетный период

Начислено

Внесено в счет

оплаты

Дата платежа

На начало 2017 года

54500 рублей

67

07.02.2019

500

03.07.2019

367

27.08.2019

2400

03.12.2019

5000

17.12.2019

3000

19.12.2019

4000

25.12.2019

51,02

22.01.2020

53,64

28.01.2020

100

30.01.2020

38961,34

13.03.2020

Итого:

54500 рублей

54500 рублей

погашено

2017 год

75367 рублей

15332,76

13.03.2020

500

10.05.2020

1750

20.10.2020

363

21.10.2020

1523

22.10.2020

2030

28.10.2020

529

29.10.2020

611

06.11.2020

23582

23.11.2020

1146,24

06.07.2021

1001

08.07.2021

2002

09.07.2021

2218

19.07.2021

507

21.07.2021

7037

22.07.2021

3485

02.08.2021

2935

04.08.2021

4815

17.08.2021

4000

18.08.2021

Итого:

75367 рублей

75367 рублей

погашено

2018 год (по требованию № 89691 от 20.12.2019)

39033 рубля

(74750 – 35717)

33

22.08.2021

7992

02.09.2021

16327

22.09.2021

14681

23.09.2021

Итого:

39033 рубля

39033 рубля

погашено

2018 год (по требованию № 48539 от 10.07.2020)

25373 рубля

-

-

Итого:

25373 рубля

0

Долг - 25373 рубля

2019 год

71789 рублей

14681

02.09.2021

Итого:

71789 рублей

14681 рубль

Долг – 57108 рублей

Порядок распределения внесенных Чех В.Г. денежных средств обусловлен особенностями заполнения ею платежных документов.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение данного предписания Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Согласно п. 3 упомянутых Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (да-лее – КБК). В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному КБК может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с п. 7 названных Правил. А именно, в реквизите «106» распоряжение о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения:

«ТП» - платежи текущего года;

«ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

«БФ» - текущий платеж физического лица – клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;

«ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

«РС» - погашение рассроченной задолженности.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж, самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 8 Правил налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее предоставленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

В случае досрочной уплаты плательщиком налогового платежа в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).

Поскольку в платежных документах налоговые периоды Чех В.Г. не указывались, у ИФНС по Советскому району г. Красноярска отсутствовала возможность выполнить однозначную идентификацию платежей и при имеющейся у административного ответчика недоимке по транспортному налогу за предыдущие периоды, поступившие денежные средства правомерно были зачтены в счет погашения указанной задолженности, а не в счет уплаты налога за 2018 год по требованию № 48539 от 10 июля 2020 года. Зачисление платежа за 2019 год выполнено в связи с обозначением заявительницей в платежном документе соответствующего налогового периода.

Контррасчета административным ответчиком не представлено.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований законодательства. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на материалах дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 7 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чех В.Г. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 февраля 2022 года.

33а-1723/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС России по Советскому району г. Красноярска
Ответчики
ЧЕХ ВЕРА ГЕННАДЬЕВНА
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Данцева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Передано в экспедицию
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее