Дело №2-2322/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,
помощнике судьи – Егоровой А.С.,
с участием:
представителя истца ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» –Хаустовой Ж.В.,
ответчика – Ролдугина Д.А.,
представителя ответчика Ролдугина Д.А. –Витушкина Г.В.,
третьего лица (до перерыва)– Ролдугина А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Ролдугину Дмитрию Александровичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Ролдугин Александр Дмитриевич, о взыскании незаконно полученной денежной субсидии, по исковому заявлению Ролдугина Дмитрия Александровича к 1 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Югрегионжилье») обратилось в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском к Ролдугину Дмитрию Александровичу, в котором просило взыскать с Ролдугина Д.А. в пользу ФГКУ «Югрегионжилье» денежную субсидию для приобретения (строительства» жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>.
Исковые требования обоснованы тем, что решениями 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» Ролдугин Д.А. и член его семьи – сын Ролдугин А.Д. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Ролдугину Д.А. на состав семьи из двух человек предоставлена денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>. При этом сын Ролдугина Д.А. – Ролдугин А.Д. неправомерно поставлен на учет нуждающихся по причине отсутствия фактов совместного проживания с отцом и нахождении на его иждивении, а следовательно, расчет субсидии не мог быть произведен на состав семьи из двух человек. Размер излишне выплаченной субсидии составляет <данные изъяты> и подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.
Ролдугин Д.А. обратился в суд исковым заявлением к 1 отделу ФГКУ «Югрегионжилье», в котором просил признать незаконным и отменить решение заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года № об отмене решения от 12 декабря 2017 года № о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Требования встречного искового заявления мотивированы тем, что обжалуемым решением отменено решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принятое в отношении сына Родлудина Д.А. – Ролдулина А.Д., что, наряду с проведенной Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации проверкой, послужило основанием обращения ФГКУ «Югрегионжилье» в суд с исковым заявлением к Ролдугину Д.А. о взыскании незаконно полученной денежной субсидии. Однако предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения у ФГКУ «Югрегионжилье» не имелось, ответчик ошибочно пришел к выводу об отсутствии факта совместного проживания Родлудина Д.А. и Ролдулина А.Д.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 октября 2019 года гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Представитель ФГКУ «Югрегионжилье»Хаустова Ж.В. в судебном заседании поддержала доводы и требования искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье», в удовлетворении искового заявления Ролдугина Д.А. просила отказать. Указала на то, что при рассмотрении вопроса о предоставлении денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения Ролдугиным Д.А. были предоставлены сведения о месте его проживания, отличные от аналогичных сведений, предоставленных его сыном Ролдугиным А.Д., что свидетельствует о раздельном проживании Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д., а соответственно членами одной семьи указанные лица не являются.
Ролдугин Д.А. и его представитель Витушкин Г.В. в судебном заседании поддержали доводы и требования искового заявления Ролдугина Д.А., возражали против удовлетворения искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье». Отметили то, что указание Ролдугиным Д.А. и Родлугиным А.Д. в поданных в 1 отдел ФГКУ «Югрегионжилье» заявлених в графе реквизитов адреса, отличного от фактического адреса проживания не может служить основаним умалення их жилищных прав. Кроме того, оспариваемое Ролдугиным Д.А. решение принято в период похождения Ролдугиным А.Д. срочной военной службы, когда он сохранял за собой право пользования жилым помещением, нанимателем которого являлся его отец.
Ролдугин А.Д. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих деле.
Выслушав объяснения Ролдугина Д.А., представителей сторон, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ролдугин Д.А. проходил военную службу по контракту в г. Севастополе, 31 мая 2019 года досрочно уволен со службы в связи с лишением доступа к государственной тайте (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), календарная выслуга лет в Вооруженных Силах 28 лет 10 месяцев.
Определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула) (далее – Закон N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Ролдугина Д.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Решением заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 26 августа 2016 года № Ролдугин Д.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно заявлению Ролдугина Д.А. от 13 июня 2017 года на имя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» заявитель сообщил о своем желании изменить форму обеспечения на жилищную субсидию.
Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 декабря 2017 года № член семьи Ролдугина Д.А. – сын Ролдугин А.Д. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно справке Администрации <данные изъяты> от 27 июня 2016 года № Ролдугин Д.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение находится в собственности ФИО11 (2/3 доли), ФИО12 (1/3 доля), что подтверждается соответственно свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведений о проживании Ролдугина Д.А. в указанном жилом помещении материалы дела не содержат.
Согласно справке ОВМ ОМВД России по <адрес> от 07 мая 2019 года № Ролдугин А.Д. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Севастополь, <адрес> на основании договора найма жилого помещения № от 25 ноября 2013 года.
Вместе с тем, согласно договору № найма жилого помещения в общежитии № от 18 июня 2014 года и справки командира войсковой части № от 08 мая 2018 года № комната <адрес> в городе Севастополе на период работы передано во владение и пользование <данные изъяты> войсковой части № ФИО13
Согласно акту проверки жилого помещения в общежитии от 04 августа 2018 года, составленному заместителем начальника и ведущим юрисконсультом 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье», а также специалистом по эксплуатации жилого фонда ООО «УК «<данные изъяты>» комиссией установлено, что в комнате № в доме № 4 <адрес> в городе Севастополе проживает ФИО13 и его супруга ФИО14, регистрация Ралдугина А.Д. в указанном жилом помещении носит формальный характер без фактического вселения и проживания в нем.
По данным ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 25 июля 2018 года по состоянию на 31 декабря 2012 года право собственности на квартиру <адрес> в городе Севастополе за Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. не зарегистрировано.
Согласно выпискам из ЕГРН от 12 и 13 сентября 2018 года сведений о правах Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д., зарегистрированных на объекты недвижимости, не имеется.
В материалах учетного дела имеется письменное подтверждение жильцами дома <адрес> в г. Севастополе факта проживания Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д. в период с октября 2016 года по 30 ноября 2017 года в квартире № указанного дома.
Согласно военному билету серии № ДД.ММ.ГГГГ Ролдугин А.Д. призван в Вооруженные Силы Российской Федерации, 01 декабря 2019 года убыл к месту прохождения военной службы.
Согласно акту обследования квартиры <адрес> в г. Севастополе, составленному заместителем начальника и документоведом 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье», по результатам проведенной 12 сентября 2018 года проверки установлен факт проживания Ролдугина Д.А. с сыном Ролдугиным А.Д. по указанному адресу.
Приведенные обстоятельства ФГКУ «Югрегионжилье» в суде не опровергнуты, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не предоставлено.
При установленном факте проживания Ролдугина А.Д. по адресу: г. Севастополь<адрес>, его временное отсутствие в указанном жилом помещении в период прохождения срочной военной службы не влияет на объем приобретенных им жилищных прав, поскольку согласно статье 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в настоящем случае подлежит применению исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегиожилье» от 20 сентября 2018 года № Ролдугину Д.А. и члену его семьи – сыну Ролдугину А.Д. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>.
Согласно платежному поручению № от 25 сентября 2018 года указанная сумма перечислена на банковский счет Ралдугина Д.А.
По результатам проведенной в период с 08 апреля 2019 года по 12 апреля 2019 года Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации проверки деятельности 1 отдела ФГКУ «Югрегиожилье» выявлены нарушения, среди которых неправомерное обеспечение жилищной субсидией во внеочередном порядке Ролдугина Д.А. на состав семьи два человека по причине отсутствия факта совместного проживания и нахождения на иждивении отца Ролдугина А.Д. (письмо заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от 17 апреля 2019 года №).
Основанием искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье» к Ролдугину Д.А. послужил факт подачи Ролдугиным А.Д. в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» заявлений с указанием в адресной части адреса (<адрес>), отличного от адреса Ролдугина Д.А., что по мнению истца опровергает факт совместного проживания указанных лиц и свидетельствует о том, что они членами одной семьи не являются.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно предоставленным в материалы дела письменным доказательствам ФГКУ «Югрегионжилье» до предоставления Ролдугину Д.А. субсидии установило факт совместного проживания Ролдугина Д.И. и его сына Ролдугина А.Д. по <адрес>, что соотносится с приведенными выше положениями закона и разъяснениями высшей судебной инстанции по их применению.
При таких обстоятельствах доводы об указании Ролдугиным А.Д. в своих заявлениях в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» в адресной строке <адрес>, не могут быть приняты судом в качестве доказательства, опровергающего фактическое проживание Ролодугина А.Д. с Ролдугиным Д.А. в качестве члена семьи последнего.
Кроме того, указание данного адреса имело место за год до принятия решения о предоставлении субсидии, то есть до установления ФГКУ «Югрегионжилье» факта совместного проживания Ролдугина Д.И. и его сына Ролдугина А.Д. по <адрес>.
Суд также отмечает, что <адрес>, указывал в своих заявлениях не только Ролдугин А.Д. (28.08.2017 г.), но и в аналогичный период Ролдугин Д.А. (04.09.2017 г.). Приведенные обстоятельства не позволят сделать вывод о раздельном проживании указанных лиц и о их проживании по указанному адресу.
При этом, Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. в ФГКУ «Югрегионжилье» представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Сведений о сокрытии Ролдугиным Д.А. и Ролдугиным А.Д. какой-либо информации, которая могла повлиять на предоставление субсидии и ее размер в материалы дела не предоставлено.
Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
Материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что Ролдугин Д.А. и член его семьи Ролдугин А.Д., в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, не представлено соответствующих доказательств и ФГКУ «Югрегионжилье». Не имеется в деле и сведений и о том, что Ролдугин Д.А. и Ролдугин А.Д. являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения.
Как Ролдугин Д.А., так и Ролдугин А.Д. в зарегистрированном браке не состоят, суд не располагает информацией о приобретении указанными лицами права общей совместной собственности на жилые помещения в период их нахождения в брачных отношениях.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ролдугин Д.А. и Ролдугин А.Д. на момент предоставления субсидии проживали совместно, а потому в понимании жилищного законодательства являлись членами одной семьи, в связи с чем решение начальника 1 отдела ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 декабря 2017 года № о принятии члена семьи Ролдугина Д.А. – сына Ролдугина А.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованиям закона не противоречит, а соответственно расчет и предоставление субсидии на состав семьи из двух человек произведены законно, неосновательное обогащение Ролдугина Д.А. места не имело.
Факт регистрации Ролдугина Д.А. и Ролдугина А.Д. по различным адресам, а также по адресам, отличным от адреса их фактического проживания, не имеет правового значения для разрешения вопроса о признании их членами одной семьи, поскольку регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абзац 6 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения искового заявления ФГКУ «Югрегионжилье».
При установленных судом обстоятельствах у заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не имелось оснований для принятия 17 мая 2019 года решения № об отмене решения от 12 декабря 2017 года № о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, заместитель начальника 1 отдела не имел полномочий на принятие оспариваемого решения, которое могло быть принято исключительно Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации (далее – Департамент), поскольку в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 08.10.2018 г. N 555, именно к функциям Департамента относится отмена (изменение) решений региональных управлений жилищного обеспечения (жилищных комиссий) о принятии военнослужащих либо иных граждан на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и о предоставлении (отказе в предоставлении) военнослужащим либо иным гражданам жилых помещений в случаях, если такие решения вынесены с нарушением требований законодательства Российской Федерации (абзац девятый раздела III «Функции Департамента жилищного обеспечения»).
На основании вышеизложенного оспариваемое Ролдугиным Д.А. решение является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Ролдугину Дмитрию Александровичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Ролдугин Александр Дмитриевич, о взыскании незаконно полученной денежной субсидии оставить без удовлетворения.
Исковое заявление Ролдугина Дмитрия Александровича к 1 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение заместителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года № об отмене решения от 12 декабря 2017 года № о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 20 ноября 2019 года.
Председательствующий –