Судья Скрябина О.Г. | Дело № 33-2807/2023УИД 44RS0001-01-2023-001187-56№ дела в суде первой инстанции 2-1996/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кострома 01 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.
при секретаре Агафоновой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах Подшиваловой Александры Васильевны к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями
по апелляционной жалобе департамента здравоохранения Костромской области на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 05 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав представителя департамента здравоохранения Костромской области Пекишева П.В., поддержавшего апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, возражения относительно апелляционной жалобы прокурора Рыловой Т.В., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей отклонению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Поназыревского района, действуя в интересах Подшиваловой А.В. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области, в котором с учетом уточнений просит обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение истца тест-полосками для определения уровня сахара в крови к глюкометру марки OneTouch Seltkt Plus Flex в необходимом количестве по медицинским показаниям.
Требования мотивированы тем, что Подшивалова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 31.03.2014 состоит на «Д» учете в ОГБУЗ «Шарьинская ОБ им. Каверина В.Ф.» Поназыревское отделение с диагнозом сахарный диабет 2 типа, который установлен врачом - эндокринологом 17.03.2014 г. При данном заболевании Подшиваловой А.В. каждый день для проведения контроля сахара в крови необходимо 6-8 тест полосок. На данный момент она получает на бесплатной основе лекарственные препараты «Инсулин» короткого и длительного действия, Новоропид 24 ед. и Колостар 13ед., которые она делает ежедневно в виде инъекций по назначению врача. В целях достоверного определения уровня сахара в крови и нужную дозировку принимаемого препарата, измерения должны производиться каждый день перед едой и спустя два часа после еды, так как от этого зависит прием препарата и его дозировка. На протяжении всего периода заболевания Подшивалова А.В. диагностическими средствами в виде бесплатной выдачи тест-полосок не обеспечивалась.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП «Костромская областная аптечная база», ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.».
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 05 июля 2023 г. исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах Подшиваловой Александры Васильевны удовлетворены. На департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение Подшиваловой Александры Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> паспорт гражданина РФ серия № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, тест-полосками для определения уровня сахара в крови к глюкометру марки OneTouch Seltkt Plus Flex в необходимом количестве по медицинским показаниям.
В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, предусмотрено бесплатное обеспечение граждан, страдающих диабетом, средствами диагностики. Однако тест-полоски к средствам диагностики не относятся, а в соответствии с ГОСТ Р 58451-2019, ГОСТ Р 8.891-2015, приказами Росстата от 29.07.2022 г. № 534, от 30.07.2021 г. № 458 являются расходным материалом к средствам диагностики. Действующими «Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа» и «Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 2 типа у взрослых» не предусмотрено льготное обеспечение пациентов тест-полосками. Также отмечает, что в материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении истцу тест-полосок. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции не учтены положения постановления администрации Костромской области от 29.08.2022 г. № 436-а, в силу которых департамент здравоохранения Костромской области организует обеспечение населения Костромской области только на основании заявок подведомственных областных государственных медицинских организаций, поскольку доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, департамент не имеет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы (поименованных заявлением) Подшивалова А.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. апелляционную жалобу поддержал.
Прокурор Рылова Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
В суд апелляционной инстанции от Подшиваловой А.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Подшивалова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 31.03.2014 г. состоит на «Д» учете в ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» Поназыревское отделение с диагнозом сахарный диабет 2 типа, который установлен врачом - эндокринологом 17.03.2014 г.
Согласно выписному эпикризу ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» от 09.07.2021 г. Подшиваловой рекомендован ежедневный самоконтроль сахара крови (натощак, через 2 часа после еды в течение дня, ежедневно).
На данный момент она получает на бесплатной основе лекарственные препараты «Инсулин» короткого и длительного действия, Новоропид 24 ед. и Колостар 13ед., которые она делает ежедневно в виде инъекций по назначению врача. В целях достоверного определения уровня сахара в крови и нужную дозировку принимаемого препарата, измерения должны производиться каждый день перед едой и спустя два часа после еды, так как от этого зависит прием препарата и его дозировка.
Согласно выписке из медицинской карты, представленной ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.», на протяжении всего периода заболевания Подшивалова А.В. диагностическими средствами в виде бесплатной выдачи тест-полосок не обеспечивалась.
Уставив факт нарушения и непризнания ответчиком прав истца на бесплатное обеспечение тест-полосками, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023-2024 г.г., утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 г. №2505, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по организации обеспечения Подшиваловой А.В. изделиями медицинского назначения в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Данный вывод коллегия находит основанным на правильном толковании действующего законодательства.
В соответствии со ст. 41 Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №323-ФЗ), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (п. 2 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.
На основании ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - Программа).
Разделом V Программы определено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с разделом VIII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Аналогичные положения содержались в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.
При этом территориальные программы должны приниматься в соответствии с Федеральной программой.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Согласно Клиническим рекомендациям "Сахарный диабет 2 типа у взрослых", которые подлежат применению с 2024 года, лечение СД 2 включает в себя, в том числе самоконтроль гликемии.
В соответствии с п. 2.2 Стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденных Приказом Минздрава России от 01.10.2020 г. N 1054н, медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечения включают в себя в том числе исследование уровня глюкозы в крови А09.05.023 – без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы тест-полоски относятся к медицинским изделиям (принадлежность средства диагностики глюкометра, являющегося тест-системой мониторинга глюкозы в крови для самоконтроля при лечении сахарного диабета и отнесенного к средствам диагностики согласно ГОСТ Р ИСО 15197-2015, утвержденному Приказом Госстандарта от 27.04.2015 г. N 299-ст "Об утверждении национального стандарта").
Соответственно, бесплатное предоставление указанных расходных материалов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется на основании рецепта врача и не требует решения врачебной комиссии.
В силу ч. 2 ст. 83 Федерального закона №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В этой связи, суд, разрешая требования прокурора, пришел к правильному выводу о возложении на ответчика как органа государственной власти, к полномочиям которого относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, обязанности организовать обеспечение истца медицинскими изделиями в виде тест-полосок для глюкометра в необходимом количестве по медицинским показаниям.
Поскольку указанный вывод суда соответствуют вышеприведенным нормам и установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется. Обязанности непосредственно предоставить истице тест-полоски минуя аптечное учреждение суд на департамент не возложил.
Отвечая на довод жалобы о том, что заявок от подведомственных областных государственных медицинских организаций на обеспечения истца тест-полосками не было, коллегия полагает необходимым отметить, что позиция областных лечебных учреждений по этому вопросу основывается территориальной Программе и указаниях департамента здравоохранения, который возражает против обеспечения взрослого населения тест-полосками.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 05 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения Костромской области – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский районный суд г.Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02. 11.2023 года.