ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-20745/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 октября 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Алексеева Д.В.,
судей Карякина Е.А., Новожениной О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедева ФИО8 и кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Самарской области Харитонова И.В. на решение Советского районного суда города Самары от 4 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 сентября 2020 года по административному делу № 2а-2653/2020 по административному исковому заявлению Лебедева ФИО9 к Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева ФИО10».
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Карякина Е.А., объяснения Лебедева А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н., поддержавшего кассационное представление и кассационную жалобу, возражения относительно кассационной жалобы и кассационного представления представителя Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области по доверенности Шевцовой Ю.С., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лебедев А.С. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева ФИО11».
В обоснование административного иска указано, что решением Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Согласно итоговому протоколу проверки представленных Лебедевым А.С. подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ все подписи избирателей (31) признаны недействительными, поскольку они получены с нарушениями требований подпунктов «в», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва (далее - ТИК № 22, избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в регистрации кандидата в депутаты Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 22 Лебедева А.С., выдвинутого Самарским региональным отделением Политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО».
Административный истец, заявляя о нарушении своих прав, полагая, что не имелось законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения им представлены своевременно, просил суд: признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева ФИО12».
Решением Советского районного суда города Самары от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 сентября 2020 года, административные исковые требования Лебедева А.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции соответственно 10 сентября 2020 года и 25 сентября 2020 года, Лебедев А.С., исполняющий обязанности прокурора Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, о принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления Лебедева А.С.
В качестве доводов кассационной жалобы Лебедев А.С., повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о правомерности оспариваемого решения избирательной комиссии, полагая, что пакет документов, предусмотренный пунктом 2 статьи 37 Закона Самарской области № 142-ГД, представлен им единовременно в полном объеме.
В счете на оплату от ДД.ММ.ГГГГ №, счете на оплату от ДД.ММ.ГГГГ № поставщиком (исполнителем) указано, что товар (подписные листы А3, 50 шт.) отпускается по факту прихода денег на расчетный счет поставщика. Товарные накладные от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждают факт отпуска товара поставщиком обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «<данные изъяты>», покупателю кандидату в Совет депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Лебедеву А.С. и получение средств за оплату изготовления подписных листов. Представленные избирательной комиссии платежные поручения подтверждают перевод денежных средств с избирательного счета избирателя поставщику услуг ООО «<данные изъяты>» за оплату изготовления подписных листов.
Аналогичные доводы в обоснование отмены постановленных по делу судебных актов приведены исполняющим обязанности прокурора Самарской области в кассационном представлении, дополнительно к тому указано, что анализ представленных Лебедевым А.С. ДД.ММ.ГГГГ документов в совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов, им представлены. Из договора от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что он заключен Лебедевым А.С. как кандидатом в депутаты в Совет депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара, предметом является изготовление полиграфической продукции - подписных листов в общем количестве 100 штук на общую сумму <данные изъяты> рублей. Данные сторон договора, их реквизиты (в том числе банковские счета), наименование товара (подписные листы), сумма, подлежащая оплате, идентичны во всех представленных документах, противоречия в них отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представителем избирательной комиссии по доверенности Шевцовой Ю.С. представлены возражения на кассационную жалобу и кассационное представление, в которых она просит оставить жалобу и представление без удовлетворения, а судебные акты без изменения.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников, прокурора, поддержавшего кассационные жалобу и представление, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений <данные изъяты> голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее – Закон Самарской области № 142-ГД) регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 названной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4-7 статьи 33, части 1 статьи 35 названного Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе: копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона).
Согласно пункту 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области № 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует и установлено судами, что ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым А.С. в избирательную комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22.
ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым А.С. в избирательную комиссию представлены документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты вместе с копией документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов на 2 листах, в том числе подписные листы с подписями избирателей, в количестве 1 папки, 17 листов, <данные изъяты> подпись избирателей.
Согласно итоговому протоколу по результатам проверки подписных листов, 31 подпись избирателей, содержащихся в представленных подписных листах, признаны недействительными.
Решением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, поскольку в соответствии с подпунктами «в», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ достоверными признано 0 подписей, что в силу пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области № 142-ГД является основанием отказа в регистрации кандидата (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
Решением Советского районного суда города Самары от 17 августа 2020 года по делу № 2а-2468/2020 административное исковое заявление Лебедева А.С. к территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 удовлетворено, признано незаконным решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лебедева А.С. На территориальную избирательную комиссию Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 22 возложена обязанность зарегистрировать Лебедева А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 августа 2020 года решение Советского районного суда города Самары от 17 августа 2020 года отменено в части возложения на территориальную избирательную комиссию Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 обязанности зарегистрировать Лебедева А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22. В указанной части принято новое решение, которым на территориальную избирательную комиссию Советского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть заявление Лебедева А.С. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по одномандатному избирательному округу №, и другие документы, представленные кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации. В остальной части решение суда отставлено без изменения.
Во исполнение указанного судебного постановления избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ рассмотрела заявление Лебедева А.С. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу №, и другие документы, представленные кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут Лебедевым А.С. в избирательную комиссию представлены документы для регистрации: подписные листы с подписями избирателей на 17 листах, протокол об итогах сбора подписей, уведомление об отсутствии изменений в ранее представленных для уведомления о своем выдвижении данных, справка, подтверждающая открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ № №, копия счета на оплату от ДД.ММ.ГГГГ №, копия счета на оплату от ДД.ММ.ГГГГ №, копия товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №, копия товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №, две фотографии, внешний носитель информации.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут Лебедевым А.С. представлены в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей, платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым А.С. дополнительно представлены в избирательную комиссию заявление об оплате подписных листов по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением выписки из лицевого счета кандидата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, письмо ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Лебедева А.С. об уточнении платежа.
Оспариваемым решением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева А.С. со ссылкой на пункт 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области № 142-ГД, подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ввиду представления документов для регистрации кандидата в депутаты Лебедевым А.С. с нарушением принципа единовременности.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Лебедевым А.С. не представлены единовременно требуемые для регистрации документы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что дополнительные документы, подтверждающие оплату подписных листов именно Лебедевым А.С. представлены в избирательную комиссию лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами судов исходя из следующего.
Анализ представленных Лебедевым А.С. в избирательную комиссию единовременно ДД.ММ.ГГГГ документов в их совокупности позволяет сделать однозначный вывод о том, что документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов, им представлены. Так, из договора от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что он заключен Лебедевым А.С. как кандидатом в депутаты в Совет депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара, его предметом является изготовление полиграфической продукции - подписных листов в общем количестве 100 штук на общую сумму <данные изъяты> рублей. Данные сторон договора, их реквизиты (в том числе банковские счета), наименование товара (подписные листы), сумма, подлежащая оплате, идентичны во всех представленных документах, противоречия в них отсутствуют.
Таким образом, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций документы, подтверждающие оплату подписных листов, представлены Лебедевым А.С. в избирательную комиссию единовременно с остальными документами ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
При изложенных обстоятельствах избирательной комиссией принято незаконно решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева ФИО13».
Суд кассационной инстанции, установив допущенные судами ошибку в применении норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования Лебедева А.С.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции, принимая по настоящему административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований и учитывая, что решением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признаны действительными выборы депутатов Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 22, не усматривает оснований для указания способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Самары от 4 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 сентября 2020 года отменить.
По административному делу № 2а-2653/2020 принять новое решение, которым административное исковое заявление Лебедева ФИО14 к Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Советского района города Самары Самарской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Лебедева ФИО15».
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: