Дело № 12-589/2023
УИД 18RS0029-01-2023-000315-92
Р Е Ш Е Н И Е
15 сентября 2023 года г. Ижевск УР
Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Михалева И.С.,
рассмотрев жалобу Малых О.В. на постановление № 29/4 начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 20.06.2023 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ:
Малых О.В., <данные изъяты> года рождения, паспорт серия <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>
у с т а н о в и л :
Постановлением № 29/4 начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 20.06.2023 года Малых О.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
В качестве обстоятельств правонарушения должностным лицом указано, что 26.05.2023г. при патрулировании лесов и осуществлении проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений, сотрудниками Юкаменского лесничества выявлено невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, установлено, что делянка рубкой пройдена полностью, древесина вывезена в полном объеме, порубочные остатки собраны в кучи, но не сложены на площади 0,05 га. По договору предусмотрен способ очистки одновременно с заготовкой древесины путем сбора пробочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожароопасный период. Малых О.В. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
07.07.2023 года Малых О.В. через отделения почты подана в суд жалоба на вышеуказанные постановление от 20.06.202 г. Доводом жалобы является невозможность провести в полном объеме очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины в связи с выпадением в декабре 2022 года большого количества осадков в виде снега. Провести весеннюю очистку также не было законных оснований, так как установление особого противопожарного режима на территории Удмуртской Республики предшествовало сходу снежного покрова на территории Юкаменского района. Также указала на то, что является одинокой женщиной, на иждивении имеет двоих детей, ранее к административной ответственности не привлекалась. Просила постановление отменить.
В судебное заседание Малых О.В. не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. На основании ч. 2 ст. 25.1, ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Малых О.В.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ наступает за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Административная ответственность по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Административная ответственность по части 1 ст.8.25 КоАП РФ наступает за нарушение правил заготовки древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее-Правила).
В силу части 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.26 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков
В соответствии с п.п. а п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
В соответствии с п.п. в п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Приказом Министерства природных ресурсов и охране окружающей среды УР от 04.04.2023г. №280-П «О начале противопожарного сезона в лесах» объявлено о начале пожароопасного сезона в лесах на территории Удмуртской Республики с 14.04.2023г.
Согласно Постановлению Правительства УР от 24.04.2023г. №259 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории УР» с 06.05.2023г. до принятия соответствующего постановления Правительства УР установлен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.п в п.20 Правил санитарной безопасности в лесах невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с п.п к п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".
Как следует из материалов административного дела, основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении послужили следующие обстоятельства.
26.05.2023г. при патрулировании лесов и осуществлении проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений, сотрудниками Юкамеснкого лесничества выявлено невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, установлено, что делянка рубкой пройдена полностью, древесина вывезена в полном объеме, порубочные остатки собраны в кучи, но не сложены на площади 0,05 га. По договору предусмотрен способ очистки одновременно с заготовкой древесины путем сбора пробочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожароопасный период.
В нарушение требований закона Малых О.В. очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, работы по приведению лесных участков в состояние пригодное для использования этих участков по целевому назначению не произвела. Весенняя очистка ею не проведена, не проведено сжигание порубочных остатков до начала пожароопасного сезона. Малых О.В. допустила невыполнение работ по очистке лесосеки, представленной ей по договору купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.
Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что Малых О.В., не были приняты меры по соблюдению требований санитарной, пожарной безопасности, требований при заготовке древесины в лесах, а потому суд считает, что в действиях Малых О.В. имеется состав административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.31 КоАП РФ и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административных правонарушений, среди прочего, подтверждается осмотром лесного участка, расположенного в месте совершения административных правонарушений, из фототаблицы к акту осмотра от 26.05.2023г. с очевидностью усматривается захламление древесиной и порубочными остатками лесного квартала 25 (выдел 8, делянки 3,15) Юкаменского лесничества.
Доводы жалобы о невозможности провести в полном объеме очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины в связи с выпадением в декабре 2022 года большого количества осадков в виде снега, а весеннюю очистку в связи с установлением особого противопожарного режима на территории Удмуртской Республики предшествовавшего сходу снежного покрова на территории Юкаменского района, суд считает несостоятельным.
Особый противопожарный режим был введен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.04.2023г. №259 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории УР» с 06.05.2023г. до принятия соответствующего постановления Правительства УР. Доказательств того, что до указанной даты снежный покров на территории Юкаменского района не сошел, суду не представлено, как и доказательств выпадения в декабре 2022 года большого количества осадков в виде снега.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Судом установлено, что протоколы об административных правонарушениях от 29.05.2023г. были составлены при участии Малых О.В., что говорит о ее надлежащем извещении о времени и месте их составления. При составлении протоколов Малых О.В. никаких возражений по процедуре их составления не выражала, письменно об этом в протоколах не указала.
В связи с изложенным, довод заявителя о том, что протоколы об административных правонарушениях составлены в одно и тоже время, не могут являться безусловным основанием для отмены постановления, поскольку не опровергают их составление и доказанность вины.
Оценивая, довод жалобы Малых О.В. о ее тяжелом семейном и материальном положении суд исходит из того, что Малых О.В. было назначено наказание с учетом смягчающего обстоятельства - совершение правонарушения впервые, а также с учетом ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, в пределах санкции одной статьи и с назначением минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
При этом тяжелое семейное и материальное положение Малых О.В. не может исключить ее административную ответственность. Однако согласно ст.31.5 КоАП РФ данные обстоятельства могут являться основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения административного наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, при рассмотрении дела не допущено. Иных доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемого акта, жалоба Малых О.В. не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление № 29/4 начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 20.06.2023 года о привлечении к административной ответственности Малых О.В. по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ оставить без изменения.
Жалобу Малых О.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Михалева И.С.