судья ФИО1
дело №
УИД 05RS0№-87
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №
6 марта 2023 г. г. Махачкала
Судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Военного комиссариата Республики Дагестан на определение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г. о возвращении заявления КарабековаК.З. о восстановлении срока подачи заявления об отмене заочного решения Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г.
и отмене указанного заочного решения,
установил:
КарабековК.З. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока подачи заявления об отмене заочного решения Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г. и отмене указанного заочного решения.
Определением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. постановлено:
«Вернуть заявление ФИО3 о восстановлении срока подачи заявления об отмене заочного решения Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата> и отмене указанного заочного решения, со всеми приложенными к нему документами».
На данное определение Военным комиссариатом Республики Дагестан подана частная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации 07.12.2012г. № «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»:
- военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати и штампы установленного образца;
- управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром;
- служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Общая служебная деятельность направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Минобороны России, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.
Выводы суда о том, что ответчиком является военный комиссариат, а не военный комиссар РД являются незаконными.
Согласно п. 3 ст. 53 ГПК РФ доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.
В соответствии со ст. 54 ГПК представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признания иска, изменения основания или предмета иска, заключения мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу, обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> удовлетворено исковое заявление ФИО6 к Военному комиссариату РД об обязании произвести перерасчет выслуги лет и зачесть период времени с <дата> по <дата> в срок военной службы.
Представитель ответчика по делу ФИО3 (старший помощник начальника юридического отделения Военного комиссариата РД) обратился в суд с заявлением об отмене указанного заочного решения на основании доверенности, выданной военным комиссаром Республики Дагестан ФИО4, с правом представлять интересы военного комиссара Республики Дагестан.
Суд первой инстанции определением от <дата> возвратил указанное заявление ввиду того, что ответчиком по делу является военный комиссариат Республики Дагестан, а выдавший доверенность военный комиссар Республики Дагестан МустафаевД.М. не является ответчиком по делу, при этом ФИО3 наделен правом на обращение в суд с заявлением об отмене заочного решения только в интересах военного комиссара Республики Дагестан ФИО4, то есть лицо, подписавшее заявление об отмене заочного решения – КарабековК.З., не имеет полномочий на его подписание и предъявление в суд от имени военного комиссариата Республики Дагестан.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1609 (ред. от <дата>) утверждено Положение о военных комиссариатах (далее также - Положение о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения о военных комиссариатах). Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (пункт 8 Положения о военных комиссариатах). Согласно пункту 9 Положения о военных комиссариатах в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.
Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
Пунктом 10 Положения о военных комиссариатах установлено, что основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> N 225н утвержден Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации".
Согласно пункту 1 раздела "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих названный раздел предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления работниками воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Квалификационные характеристики, включенные в раздел Единого квалификационного справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.
Разделом II "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены должностные обязанности военного комиссара субъекта Российской Федерации, который осуществляет руководство деятельностью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом. Разрабатывает организационную структуру. Организует работу по формированию и подготовке кадрового резерва. Определяет обязанности работников. Издает приказы в пределах своих полномочий, в необходимых случаях совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, и распоряжения, утверждает инструкции, положения и локальные нормативные акты по вопросам деятельности военного комиссариата. Заключает договоры, соглашения, иные сделки, выдает доверенности на осуществление служебной деятельности. Обеспечивает выполнение работниками военного комиссариата должностных обязанностей. Организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании пункта 10 Положения о военных комиссариатах военным комиссаром РД ФИО5 старшему помощнику начальника юридического отделения Военного комиссариата РД КарабековуК.З. была выдана доверенность, которой последний был уполномочен представлять интересы военного комиссара РД в судах общей юрисдикции, апелляционной инстанции со всеми правами, которые предоставляются истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе с правом подписания искового заявления и др.
Из изложенного следует, что военный комиссар РД осуществляет управление служебной деятельностью территориального органа Министерства обороны Российской Федерации – военного комиссариата субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации является руководителем по смыслу статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации, а следовательно передача на основании выдаваемой им доверенности его отдельных полномочий, прав и обязанностей равнозначна (тождественна) передаче таких полномочий, прав и обязанностей возглавляемого им указанного территориального органа военного ведомства.
Следовательно, представление КарабековымК.З. интересов высшего (руководя-щего) должностного лица военного комиссариата РД само по себе подразумевает
и представление интересов данного юридического лица – военного комиссариата, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения заявления об отмене заочного решение, поскольку подписавший его ФИО3 обладал необходимыми полномочиями на подписание и предъявление этого заявления в суд на основании доверенности, выданной военным комиссаром Республики Дагестан ФИО4, действующим на основании Положения о военных комиссариатах.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции нельзя считать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление
и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст. 329, 333 и 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определил:
определение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г. отменить.
Гражданское дело по исковому заявлению ЯрахмедовойМ.К. к Военному комиссариату РД об обязании произвести перерасчет выслуги лет и зачесть период времени с <дата> по <дата> в срок военной службы направить
в суд первой инстанции для рассмотрения заявления представителя ответчика КарабековаК.З. о восстановлении срока на подачу заявления об отмене заочного решения Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>г.
и отмене заочного решения в порядке ст. 239-241 ГПКРФ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья ФИО7
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>