Судья: Саломатин А.А. Дело № 33а-2173/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Емелина А.В.,
при секретаре – Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра) о признании решения незаконным и возложении обязанности по государственной регистрации права собственности,
по апелляционной жалобе Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) на решение Самарского районного суда г. Самара от 28 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанности по государственной регистрации права собственности оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) – Завьялова С.С. (по доверенности) и Дмитриева В.В. (по доверенности), представителя мэрии г.о.Тольятти – Попковой Н.А. (по доверенности) поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – Аладина В.Ю. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Местная религиозная организация православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) обратилась в суд с административным иском к Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра по Самарской области) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – Церкви в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, понуждении произвести государственную регистрацию права на указанный выше объект.
В обоснование заявленных требований указано, что 29.06.2016 административный истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный выше объект, приложив к заявлению необходимый пакет документов, в том числе документы подтверждающие факт создания объекта недвижимости и право принадлежности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества. Сообщением Управления Росреестра по Самарской области от 22.08.2016 №63/009/301/2016-5045 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество отказано на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду того, что спорное нежилое здание возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, право собственности на него может быть признано только судом, в предусмотренном законом случаях. Административный истец считает данный отказ незаконным, свои права нарушенными, полагает, что для регистрации права собственности на указанный выше объект представлены все необходимые документы, истребование иных документов не допускается.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат), в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и несоответствующего положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представители Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) – Завьялов С.С. (по доверенности) и Дмитриев В.В. (по доверенности), представитель мэрии г.о.Тольятти – Попкова Н.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали и просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области – Аладин В.Ю. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 31.12.2016) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Из материалов дела следует, что 29.06.2016 административный истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – Церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>.
В силу абз. 10,13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Управление Росреестра по Самарской области 20.07.2016 приостановило, а затем сообщением от 22.08.2016 №63/009/301/2016-5045 отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду того, что спорное нежилое здание возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, право собственности на него может быть признано только судом, в предусмотренном законом случаях.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд согласился с доводами Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, указав, что отказ в государственной регистрации права собственности не лишает административного истца права на обращение в суд с иском о признании за собой права собственности на спорный объект недвижимого имущества в порядке искового производства.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу положений ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок 29.06.2016 административным истцом на государственную регистрацию представлен договор безвозмездного пользования земельным участком № 65 от 21.07.2015, согласно которому Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона г.о. Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на основании ст.ст. 39.10, 39.14 Земельного кодекса РФ предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1029 кв.м., для строительства культового здания сроком на 11 месяцев - до 21.06.2016.
Также на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 63-302-515-2016 от 06.06.2016, выданное мэрией городского округа Тольятти.
Указанное выше разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано на основании разрешения на строительство № 77 от 10.02.2005.
Согласно представленному разрешению на строительство №77 от 10.02.2005, Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона г. о. Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) разрешено строительство объекта капитального строительства - церкви, на земельном участке с кадастровым номером №, площадь участка - 1750 кв.м.
13.05.2016 в данное разрешение на строительство внесены изменения: «в связи с разделом земельного участка (кадастровый номер №), находящегося по адресу: <адрес>, учитывая наличие договора безвозмездного пользования земельным участком № 65 от 21.07.2015 и градостроительного плана земельного участка №, утвержденного распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 25.04.2016 №2415-р/5, в соответствии с частью 21.7, 21.10, 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, изложить в следующей редакции:
сведения о земельном участке: кадастровый №, площадь 1029 кв.м.,
раздел 3.1 Градостроительные регламенты: территориальная зона Ц-6 зона культовых объектов в соответствии с п. 2.1 градостроительного плана земельного участка №
Разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, ни кем не оспорены, незаконными не признанны.
Также административным истцом, в Управление Росреестра по Самарской области представлено письмо главного врача МУЗ Горбольницы № 5 согласно которому земельный участок площадью 1750 кв.м находится в безвозмездном пользовании, согласно регистрационному удостоверению № 119 от 23.12.1996, договору №7 от 03.03.1998 о безвозмездном временном пользовании земельным участком и дополнительного соглашения к договору № 7 от 03.03.1998, зарегистрированного в Горкомземе за №63-09-01-000007/П от 03.03.1998 под проектирование и строительство церкви в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что документы, подтверждающие права Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона г.о. Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на указанный земельный участок на момент выдачи разрешения на строительство у административного ответчика отсутствовали и на государственную регистрацию административным истцом не представлены.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений п.3 настоящей статьи (ч. 4).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Из материалов дела видно, что на государственную регистрацию административным истцом представлены правоустанавливающий документ на земельный участок, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, т.е. все документы, предусмотренные законом.
В силу п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденные Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 г. N 113, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Из анализа положений ст.ст. 51, 55 ГрК РФ следует, что при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом проводится проверка представленных документов, в том числе, правоустанавливающих документов на земельный участок.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции Постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Судам следует иметь в виду, что указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек. В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону.
В данном случае спорный объект недвижимости создан в период действия договора безвозмездного пользования земельным участком, и используется арендатором (Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона г.о. Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)) земельного участка при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Таким образом, не требуется представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих продление настоящего договора. Также вышеуказанным договором не предусмотрены какие-либо условия, ограничивающие право арендатора на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, возведенного в период действия договора. При этом, факт возведения объекта строительства в установленном порядке именно в срок действия договора безвозмездного пользования земельным участком и в течение срока действия разрешения на строительство не оспаривается сторонами.
Доводы административного ответчика о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка на момент выдачи разрешения на строительство опровергаются материалами дела, поскольку в соответствии с Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 10.07.2002 № 504 «О правилах землепользования и застройки в г. Тольятти» земельный участок, на котором осуществлено строительство храма находится в зоне «Ц-3М – Зоны объектов медицинского назначения». При этом, указанный земельный участок, площадью 1750 кв.м. являлся частью земельного участка с кадастровым номером №, использовавшегося под объекты медицинского назначения. Размещение на указанном земельном участке культового здания, как сопутствовавшего основным видам использования недвижимости, соответствовало требованиям землепользования и застройки в г. Тольятти. В последующем, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 1029 кв.м. в территориальной зоне Ц-6 - зона культовых объектов, о чем внесены соответствующие изменения в размерешние на строительство.
Доводы административного ответчика о том, что возведенный объект обладает признаками самовольной постройки также нельзя признать правильными, поскольку земельный участок, на котором находится спорный объект недвижимости, предоставлен для возведения храма на праве безвозмездного бессрочного срочного пользования, возведен храм на основании разрешения на строительство, в установленном порядке введен в эксплуатацию, что означает его соответствие градостроительным и строительным нормам и правилам. Таким образом, признаки самовольной постройки отсутствуют.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – Церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес> по заявленному мотиву отсутствуют, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении административного иска о признании решения Управления Росреестра по Самарской области незаконным подлежит отмене, а заявление Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат)– удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 28 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона городского округа Тольятти Самарской и Сызранской Епархии Русской православной Церкви (Московский Патриархат) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанности по государственной регистрации права собственности, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание - Церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 22.08.2016 №63/009/301/2016-5045.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилое здание - Церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес> на основании заявления от 29.06.2016 и представленных документов.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –