Решение по делу № 2а-20/2022 (2а-356/2021;) от 08.12.2021

Адм. дело № 2а-20/2022.

УИД 51RS0019-01-2021-000875-25.

Мотивированное решение составлено 04.02.2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2022 г. г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меньшиковой Ю.С.,

с участием:

административного истца Зайцева С.И.,

представителей административных ответчиков

Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" Ситенко А.А.,

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления МВД России по Мурманской области Лемке Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области с применением видеоконференц-связи с ФКУ ИК<адрес>, административное дело по административному исковому заявлению Зайцева С.И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению МВД России по Мурманской области, Межмуниципальному отделу МВД России "Полярнозоринский", Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по содержанию в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" в условиях, не соответствующих требованиям законодательства, незаконными, о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский",

Установил:

Зайцев С.И. обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полярнозоринский» о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания.

В обоснование иска административным истцом указано, что он в период с октября 2013 г. по март 2014 г. содержался под стражей в ФКУ СИЗО <адрес>, из которого раз в месяц, примерно на 10 дней, он направлялся в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» для проведения следственных действий, где содержался в ненадлежащих условиях, унижающих его человеческое достоинство, поскольку туалет в камере не был оборудован дверью, в связи с чем не было обеспечено соблюдение соответствующих санитарно-гигиенических норм, а также условий приватности при посещении туалета.

На основании изложенного, с учетом уточнения административных исковых требований в судебном заседании, административный истец Зайцев С.И. просил суд признать действия по содержанию в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" в условиях, не соответствующими требованиям законодательства, незаконными, а также взыскать с административного ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 90 000 руб. (л.д. 6).

Определением Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 13.12.2021 о принятии административного искового заявления к производству суда, подготовке административного дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области.

На основании определения Полярнозоринского районного суда Мурманской области уточнен процессуальный статус Министерства внутренних дел Российской Федерации в административном деле, Министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании административный истец Зайцев С.И., участвующий в судебном заседании с использованием системы ВКС, заявленные административные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить. Суду пояснил, что с 2014 года он отбывает наказание в виде лишения свободы, в связи с чем, доступ к актуальным нормативным актам у него ограничен. О том, что камеры изолятора временного содержания должны быть оборудованы санитарным узлом с соблюдением правил приватности он узнал в конце 2021 года от другого заключённого, который показал ему решение суда по аналогичному спору и приказ, регулирующий правила оборудования санитарного узла в камерах ИВС. Как только он узнал о том, что его права были нарушены, он сразу же обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Просил суд восстановить ему срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.

Также административный истец пояснил, что административные исковые требования вытекают из причинения ему моральных и нравственных страданий, никаких заболеваний в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС у него не возникло, поэтому требования о возмещении ему вреда здоровью он не заявляет.

Представитель административных ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления МВД России по Мурманской области Лемке Е.Н., действующая на основании доверенностей №** от 11.01.2021 и №** от 28.12.2021, в судебном заседании полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Указала, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку, как следует из административного искового заявления, Зайцев С.И. обжалует действия по содержанию его под стражей в ненадлежащих условиях в период, приходящийся на 2013-2014 годы.

Полагала, что о предполагаемом нарушении своих прав административному истцу было известно непосредственно в момент, когда такие нарушения были допущены, то есть в период 2013-2014 года, однако в суд с административным иском истец обратился лишь в декабре 2021 года, при этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки, Зайцев С.И. не представил, о конкретных событиях, повлекших несвоевременное направление административного иска в установленный законом срок, не заявил.

Перечисленные в административном иске действия (бездействия) сотрудников полиции не являлись длящимися и происходили именно в период его содержания в ИВС, в связи с чем, срок на обращение в суд должен определяться с даты окончания срока пребывания административного истца в ИВС.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств ненадлежащих условий содержания в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» в части оборудования санитарного узла без соблюдения правил приватности в период, указанный в административном иске. Доводы Зайцева С.И. о причинении ему физических и нравственных страданий, ничем не подтверждаются и носят предположительный характер.

С исковым заявлением о компенсации морального вреда истец обратился по истечении 7 лет, что свидетельствует о незначительной степени значимости причиненных ему нравственных и физических страданий, и об отсутствии у истца интереса к восстановлению его прав.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представителем административных ответчиков дополнительно указано, что согласно книги учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Полярнозоринский» от 27.12.2010 №** Зайцев С.И. содержался в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» с 2013 г. по 2014 г., будучи обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации с 13 час. 30 мин. 08.10.2013 по14 час. 45 мин. 17.10.2013; с 09 час. 25 мин. 29.10.2013 по 10 час. 15 мин. 30.10.2013; с 18 час. 15 мин. 11.11.2013 по 18 час. 05 мин. 18.11.2013, с 14 час. 10 мин. 10.12.2013 по 15 час. 10 мин. 13.12.2013, с 17 час. 40 мин. 16.12.2013 по 19 час. 20 мин. 19.12.2013, с 16 час. 50 мин. 25.12.2013 по 14 час. 20 мин. 27.12.2013, с 23 час. 20 мин. 24.01.2014 по 10 час. 05 мин. 29.01.2014; с 13 час. 20 мин. 04.02.2014 по 12 час. 25 мин. 07.02.2014, с 12 час. 45 мин. 10.02.2014 до 14 час. 05 мин. 14.02.2014, ч 17 час. 10 мин. 24.02.2014 до 10 час. 25 мин. 27.02.2014, с 13 час. 20 мин. 03.03.2014 до 09 час. 00 мин. 05.03.2014, с 13 час. 20 мин. 28.03.2014 по 11 час. 10 мин. 08.04.2014.

При этом согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, от 06.10.2013 №** от Зайцева С.И. за указанные периоды жалоб на состояние здоровья не поступало, за оказанием медицинской помощи он не обращался.

Указал, что поскольку в помещениях ИВС санузел отделен от помещения камер перегородкой (бетонная стенка высотой 1 м) правила приватности в период содержания административного истца под стражей были соблюдены. Оборудование камер ИВС не унитазом, а вмонтированным в пол унитазом по типу «Чаши Генуя» не противоречат пункту 45 Правил внутреннего распорядка ИВС

Таким образом, материалами дела не подтвержден факт содержания административного истца в ненадлежащих условиях, в связи с чем права Зайцева С.И. нарушены не были.

На основании изложенного представитель административных ответчиков просила в иске Зайцеву С.И. отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Полярнозоринский» Ситенко А.А., действующая на основании доверенности от 30.12.2021 №** полагала, что административные исковые требования Зайцева С.И. не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенном в письменном отзыве на административный иск, полагала, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим административным иском, указала, что достаточных и достоверных доказательств нарушения прав Зайцева С.И. материалы дела не содержат.

Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Мурманской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил письменный отзыв на административный иск Зайцева С.И., в котором просил в иске к Министерству Финансов Российской Федерации (Федеральному казначейству) отказать, полагая, что надлежащим административным ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел.

Поскольку неявка административного ответчика не является препятствием к рассмотрению административного дела, а явка указанного лица в судебное заседание не признавалась судом обязательной, в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассматривает административное дело без участия административного ответчика.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования Зайцева С.И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению МВД России по Мурманской области, Межмуниципальному отделу МВД России "Полярнозоринский", Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по содержанию в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" в условиях, не соответствующих требованиям законодательства, незаконными, о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания не подлежащими удовлетворению.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ) и применяются с 27.01.2020.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 указанного кодекса, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исключение из указанного правила предусмотрел федеральный законодатель в Федеральном законе от 27.12.2019 N 494-ФЗ для лиц, подавших в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона (180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), Верховным Судом Российской Федерации приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ, из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27.01.2020, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения, за исключением лиц, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты.

Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27.01.2020, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

Кроме того в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Отказ в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может фактически повлечь отказ в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого бездействия.

Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска.

В силу части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В судебном заседании административный истец пояснил, что о нарушении своего права и о ненадлежащих условиях содержания в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» в части необходимости обеспечения правил приватности ему стало известно в декабре 2021 года от лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы в том же исправительном учреждении, что и Зайцев С.И.

Принимая во внимание факт нахождения Зайцева С.И. с 2014 года по настоящее время в условиях изоляции от общества, в связи с чем у него отсутствует возможность своевременно получать информацию, в том числе знакомиться с нормативно-правовыми актами и обратиться в суд с мотивированным иском, суд полагает возможным в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать причины пропуска Зайцевым С.И. срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными и восстановить срок.

Разрешая требования административного истца по существу, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (с изменениями от 13.05.2004) и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъясняет, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

На основании статьи 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно статье 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пункту 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно пункту 45 Правила внутреннего распорядка ИВС камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

Согласно пункту 12 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными» (приняты в г. Женеве 30.08.1955) санитарные установки в помещениях, где живут и работают заключенные, должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в том числе должностных лиц органов внутренних дел, интересы Российской Федерации представляют главные распорядители средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно подпункту 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019), МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеприведенных положений, Министерство финансов Российской Федерации, УМВД России по Мурманской области и МО МВД России «Полярнозоринский» являются ненадлежащими ответчиками по делу, а обязанность по возмещению вреда в указанном случае должна быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, т.е. на МВД России.

Из представленной в материалы дела книги учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Полярнозоринский» №** (начата 27.12.2010, окончена 20.06.2016 (л.д.79-84), следует, что в период с октября 2013 по март 2014 Зайцев С.И. содержался в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» в следующие периоды времени:

- с 13 час. 30 мин. 08.10.2013 по 14 час. 45 мин. 17.10.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>);

- с 09 час. 25 мин. 29.10.2013 по 10 час. 15 мин. 30.10.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>);

- с 18 час. 15 мин. 11.11.2013 по 18 час. 05 мин. 18.11.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 14 час. 10 мин. 10.12.2013 по 15 час. 10 мин. 13.12.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 17 час. 40 мин. 16.12.2013 по 19 час. 20 мин. 19.12.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 16 час. 50 мин. 25.12.2013 по 14 час. 20 мин. 27.12.2013 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 23 час. 20 мин. 24.01.2014 по 10 час. 05 мин. 29.01.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 13 час. 20 мин. 04.02.2014 по 12 час. 25 мин. 07.02.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 12 час. 45 мин. 10.02.2014 до 14 час. 05 мин. 14.02.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 17 час. 10 мин. 24.02.2014 до 10 час. 25 мин. 27.02.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 13 час. 20 мин. 03.03.2014 до 09 час. 00 мин. 05.03.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>),

- с 13 час. 20 мин. 28.03.2014 по 11 час. 10 мин. 08.04.2014 (направлен в СИЗО -2 <адрес>).

Из представленных ответчиком фотографий камер ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» следует, что в соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка ИВС камера указанного изолятора временного содержания оборудована раковиной со смесителем, подключенным к горячему и холодному централизованному водоснабжению, санитарным узлом, подключенным к системе канализации - унитазом напольного исполнения по типу «Чаши Генуя». Унитаз отделен от остальной части помещения перегородкой, перекрывающей вид на часть помещения, в котором расположен санузел. Спальные места находятся на некотором расстоянии от санузла. Таким образом, по мнению суда, размещение санузла в камерах ИВС, отвечает необходимым требованиям приватности.

Из акта комиссионного обследования технической и противопобеговой укреплённости помещений ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» от 24.06.2014 также следует, что ИВС оборудован пятью камерами общей площадью 80 м2 (т.е. площадь камеры составляет около 16 м2) с лимитом наполняемости 20 мест, все камеры изолятора оборудованы санитарным узлом, для отправления естественных потребностей, с соблюдением требований приватности. ИВС МО МВД «Полярнозоринский» введен в строй в 1991 году, в 2008 году проведен ремонт изолятора (л.д. 94).

Как следует из книги проверок ИВС ОВД по г. Полярные Зори сотрудниками прокуратуры (л.д. 85-88), в ходе проверок условий содержания в изоляторе временного содержания и опроса всех содержащихся в ИВС лиц, жалоб и замечаний от последних на ненадлежащее оборудование санитарного узла и нарушение санитарных правил, в том числе и административного истца, на ненадлежащие условия содержания, ненадлежащее оборудование санитарного узла и нарушение санитарных правил не поступало, замечаний к условиям содержания в ИВС МО МВД «Полярнозоринский» у прокуратуры г. Полярные Зори не имелось.

Согласно журналу №** медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» (начат 06.10.2013, окончен 14.03.2016) в период с октября 2013 по март 2017 во время медицинских осмотров от Зайцева С.И. жалоб на состояние здоровья не поступало (л.д. 89-92). В судебном заседании административный истец суду подтвердил, что в связи с условиями содержания в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» вреда его здоровью причинено не было.

Таким образом, судом установлено, что камеры изолятора временного содержания МО МВД России «Полярнозоринский» оборудованы санитарным узлом (унитазом напольного исполнения по типу «Чаши Генуя») с соблюдением требованиям приватности.

При этом доводы Зайцева С.И., приведенные в обоснование административного искового заявления о том, что условия содержания в ИВС МО МВД России «Полярнозоринский» являются нечеловеческими по причине того, что санитарный узел не огражден должным образом от остального помещения камеры, что естественные потребности ему приходилось справлять в присутствии иных лиц, содержащихся в камере, опровергаются вышеприведенными обстоятельствами дела.

Доводы административного истца о том, что камера, являясь жилым помещение, в нарушение санитарных правил оборудована унитазом напольного исполнения по типу «Чаши Генуя», и о том, что санитарный узел не оборудован дверью, отклоняются судом. Определённые пунктом 45 Правил внутреннего распорядка ИВС нормы оснащения санитарного узла камерах изолятора временного содержания с соблюдением правил приватности не предусматривают обязательное оборудование санитарного узла дверью и не определяют конкретные правила приватности, которым должен отвечать санитарный узел камер. Также указанные правила не запрещают оборудование санитарного узла унитазом напольного исполнения по типу «Чаши Генуя».

Ссылка административного истца на пункт 17.16 Свода правил - СП 12-95, введенных в действие протоколом МВД России от 12.02.1995, несостоятельна, поскольку названный документ регламентирует проектирование и строительство помещений ИВС, но не устанавливает нормы и условия содержания в них. Более того, данный Свод правил введен в 1995 г., тогда как ИВС введен в действие в 1991 г.

Таким образом, в судебном заседании доводы административного истца, приведенные в обоснование административного иска, не нашли своего подтверждения.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия администрации МО МВД России «Полярнозоринский» не были противоправными, их действиями физические и нравственные страдания административному истцу не причинены, при содержании Зайцева С.И. в ИВС нарушений требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка ИВС не усматривается, в связи с чем административные исковые требования о признании действий по содержанию в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" в условиях, не соответствующих требованиям законодательства, незаконными, о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" удовлетворению не подлежат.

При этом суд исходит из того, что содержание лица под стражей в условиях, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей не порождает у него права на компенсацию морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Зайцеву С.И. пропущенный процессуальный срок обращения с административным иском об оспаривании действий государственного органа, связанных с ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский".

Исковые требования Зайцева С.И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению МВД России по Мурманской области, Межмуниципальному отделу МВД России "Полярнозоринский", Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по содержанию в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" в условиях, не соответствующих требованиям законодательства, незаконными, о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский", оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ф.Фазлиева

2а-20/2022 (2а-356/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайцев Сергей Иванович
Ответчики
МО МВД России "Полярнозоринский"
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Министерство Финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Фазлиева Ольга Фагимовна
Дело на сайте суда
polzori.mrm.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация административного искового заявления
08.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее