Дело № 12-12/2022
25RS0026-01-2022-000168-16
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пгт Лучегорск 15 апреля 2022 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Новоградская В.Н.,
рассмотрев жалобу защитника Кондратовой ФИО7 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 24.11.2021 № 25/44-21 делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 24.11.2021 № 25/44-21 Кондратова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник Кондратовой В.А. – Жильцов А.С. обратился в суд с жалобой в которой указал, что оно подлежит отмене. Решением Пожарского районного суда от 03.09.2021 г. постановление в отношении Кондратовой В.А. по ст. 8.39 КоАП РФ было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ФГБУ «Национальный парк «Бикин» в связи с допущенными учреждением нарушениями, связанными с уведомлением лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которым не дана соответствующая оценка в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. Как следует из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, указанным нарушениям процессуальных норм также не дана соответствующая оценка. О факте возбужденного дела об административном правонарушении Кондратова В.А. узнала только из полученного постановления по делу, уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела по существу в адрес Кондратовой В.А. не направлялось, что лишило ее возможности реализовать права, предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право давать объяснения, представлять доказательства. Указанное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ. Поскольку протокол об административном правонарушении, фиксирующий событие административного правонарушения получен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, он является недопустимым доказательством и не может использоваться по делу. Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не предусмотрено. Полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Согласно фактическим обстоятельствам дела в качестве защитника лица, привлекаемого к административной ответственности в настоящем деле с 18.06.2021 г. выступает Жильцов А.С. В нарушение ст.ст. 25.5, 25.15 КоАП РФ дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, без его уведомления о месте и времени рассмотрения дела по существу, обжалуемое постановление по делу в адрес защитника не направлялось, было истребовано защитником и получено 08.02.2022 г. в связи с чем срок подачи жалобы на постановление пропущен по уважительной причине. Просит восстановить срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 24.11.2022 № 25/44-21; постановление от 24.11.2021 к. в отношении Кондратовой В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Жильцов А.С. доводы жалобы поддержал, просит ее удовлетворить, пояснил, что вместо устранения допущенных нарушений должностным лицом административного органа составлен новый протокол об административном правонарушении.
Кондратова В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от нее не поступало. На основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Выслушав доводы защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.
Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Из материалов дела следует, что Кондратова В.А., на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером 25:15:030501:6 (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир-жилой дом. Участок находится примерно в 24,10 км по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>) и расположенный вне границ населенных пунктов, находится в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национального парка «Бикин» (в зоне хозяйственного назначения), не являясь лицом, проживающим на территории национального парка «Бикин», в нарушение прямого запрета, установленного ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Раздела 3 (Режим особой охраны территории национального парка) Положения о национальном парке «Бикин», утвержденного Приказом от 12 августа 2016 года № 429 Минприроды РФ, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 8 сентября 2016 года, регистрационный № 43605 в период с 09.01.2020 по 05.05.2021 г. на указанном земельном участке с кадастровым номером 25:15:030501:6:
- произвела строительство и эксплуатировала капитальные объекты хозяйственного назначения, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) как 25:15:030501:19- столовая, 25:15030501:20 – баня для работников пасеки, 25:15:030501:21- пасечный дом, 25:15:030501:22 – гостевой дом №1, 25:15:030501:23 – баня для гостей, 25:15:030501:24 – гостевой дом №2, 25:15:030501:25 – гостевой дом №3, 25:15030501:26 – склад ульев, хоз. инвентаря и лесоматериалов);
- повредила при строительстве и эксплуатации вышеназванных хозяйственных объектов почвенный слой (нарушила целостность почвенного покрова),
- т.е. нарушила установленный режим и правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов в особо охраняемой природной территории –национальном парке «Бикин», установленный ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Разделом 3 (ст. 10 п.п. 5, 22, 24) Положения о национальном парке «Бикин», утвержденного Приказом от 12 августа 2016 года № 429 Минприроды РФ.
Фактические обстоятельства совершенного Кондратовой В.А., административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом осмотра территории от 05.05.2021 г., схемой места правонарушения, фототаблицей к акту осмотра территории (участка местности) от 05.05.2021, докладными сотрудников ФГБУ «национальный парк» Бикин» Мунько М.В. и Самойленко А.Б., выпиской о зоне с особыми условиями использования согласно которому земельный участок с кадастровым номером 25:15:030501:6 находится в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национального парка «Бикин»; разрешениями на строительство, которым в совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
С доводами жалобы о нарушении должностным лицом ФГБУ «Национальный парк «Бикин» прав Кондратовой В.А., выразившихся в неуведомлении ее и защитника о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела по существу, согласиться нельзя.
Решением Пожарского районного суда Приморского края от 03.09.2021 г. ранее вынесенное постановление заместителя директора ФГБУ «Национальный парк «Бикин» по охране территории – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения Загрутдинова А.А. по делу об административном правонарушении от 01.07.2021 № 25/13-21, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Кондратовой В.А. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ФГБУ «Национальный парк «Бикин» в связи с тем, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении от 15.06.2021 г. не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ. Указанное нарушение должностным лицом ФГБУ «Национальный парк «Бикин» было устранено, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности в отношении Кондратовой В.А. был составлен новый протокол от 03.11.2021 г., о времени и месте его составления Кондратова В.А. была лично уведомлена 22.10.2021 г.
Определение о назначении рассмотрения дела на 10 часов 24.11.2021 г. Кондратовой В.А. направлялось заказным письмом, которое не было вручено в связи с истечением срока хранения и возвращено должностному лицу 12.11.2021 г. (л.д. 161).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такое извещение является надлежащим.
На рассмотрение дела об административном правонарушении Кондратова В.А. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела не явилась, ходатайств об отложении дела, о допуске к участию защитника не заявляла.
При таких обстоятельствах должностным лицом, располагавшим сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении правомерно рассмотрено дело в отсутствии Кондратовой В.А., что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, допущено не было.
Административное наказание назначено Кондратовой В.А. минимальное, в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы защитника не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 24.11.2021 № 25/44-21 делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Кондратовой ФИО9 оставить без изменения, жалобу защитника Кондратовой В.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии. Жалоба подается через Пожарский районный суд.
Судья Новоградская В.Н.