УИД-09RS0001-01-2022-002909-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 г. г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ижаева Р.Х.,
при помощнике судьи Урусовой С.А.,
представителя истца Шереметовой Т.Э.– Текеева С.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда исковое заявление Шереметова Валерия Александровича и Шереметовой Тамары Эдуардовны действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО11 и ФИО12 к Министерству по делам молодежи КЧР об обязании включить как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязании предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Шереметов В.А. и Шереметова Т.Э. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Шереметова К.В. и Шереметовой Е.В. обратились в Черкесский городской суда КЧР с иском к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.
В обоснование доводов исковых требований сослались на следующее, в соответствии с законодательством и нормативно правовыми актами их семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 № 671. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета на который подлежала зачислению социальная выплата. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма,
курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. При этом содержавшиеся в заявлении основные просьбы о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения ответчик оставил без какого либо ответа.
Истцы в иске прописывают, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплату государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.
В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.
В исковых требованиях с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ истец просит суд обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Шереметова Валерия Александровича, Шереметову Тамару Эдуардовну и несовершеннолетних детей ФИО13 и ФИО14 как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязать предоставить социальную выплату.
Истцы Шереметов В.А. и Шереметова Т.Э. в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, извещены надлежащим образом.
Представитель истца Шереметовой Т.Э. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить на основании того, что выдача сертификата государственным органом является основанием полагать, что семья на момент предоставления свидетельства праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения полностью соответствовала условиям и требованиям программы.
Представитель ответчика Министерства по делам молодежи в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх.№ 13509 от 20.08.2024) просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, извещена надлежащим образом.
Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры для реализации участниками процесса своих прав, учитывая, что все участники процесса извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, информация о времени и месте судебного заседания по каждому гражданскому делу, назначенному для рассмотрения в апелляционном порядке, размещена на официальном сайте суда и участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч.1 и 2 ст.40).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с п.24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также – Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с п.27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п.28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
До 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016г. N338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. N364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018г.", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.
С 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г. N34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с п.3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
Как следует из п. 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738 – О - О и от 15 января 2015 года № 3-О).
Молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (подп."б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (под."в").
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов в составе из 4-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 671.
Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата.
Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье не предоставлена.
В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований истцов указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. Истцы в иске прописывают, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.
В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила) право молодой семьи -участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено.
Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
В случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) копия договора жилищного кредита; в) копия договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство при незавершенном строительстве жилого дома - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил.
Также в силу прямого указания пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 и пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 № 34, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, истец Шереметов Валерий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году достиг возраста 38 лет.
В связи с тем, что семья Шереметовых из списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не была исключена, свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 671 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства было выдано.
Однако в соответствии с пунктом 27 Правил истцы соответствовать требованиям, установленным для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не могли.
Факт выдачи семье Шереметовых свидетельства о праве на получение социальной выплаты не влечет безусловного возникновения права на ее получение поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, в том числе и на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Таким образом, исходя из вышеизложенного исковые требования Шереметова В.А. и Шереметовой Т.Э. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Шереметова К.В. и Шереметовой Е.В. не подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шереметова Валерия Александровича и Шереметовой Тамары Эдуардовны действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО15 и ФИО16 обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, включить Шереметова Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Шереметову Тамару Эдуардовну, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и их несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год;
Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в течении двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Шереметовой Тамаре Эдуардовне, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и их несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО9 ФИО17 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату в размере 981849, 60 руб. предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 № 671, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.
Судья Черкесского городского суда
Карачаево-Черкесской Республики Р.Х. Ижаев
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2024 г.