Дело № 3а-88/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000229-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Ярадаева А.В.,
при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Высоцкой С.Е. к Кабинету Министров Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель Высоцкая С.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Административное исковое заявление обосновано следующими обстоятельствами.
Высоцкая С.Е. является собственником нежилого помещения площадью ... кв.м с кадастровым номером ... расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск ул. ..., ..., ..., кадастровая стоимость которого, определенная по состоянию на 1 января 2018 года, составляет 2762402 рубля 73 копейки.
Между тем согласно выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив» отчету от 25 ноября 2019 года № ... по состоянию на эту же дату рыночная стоимость данного нежилого помещения составляет 2223686 рублей.
Ссылаясь на то, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, индивидуальный предприниматель Высоцкая С.Е. просит установить кадастровую стоимость находящегося в собственности объекта недвижимости равной указанной рыночной стоимости.
Административный истец – индивидуальный предприниматель Высоцкая С.Е., представитель административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела были извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца – индивидуального предпринимателя Высоцкой С.Е. – Ильина Е.А. административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики – Артемьева А.В., представитель заинтересованного лица - Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики – Васильев С.В., представитель заинтересованного лица – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Рафикова Ю.Г. вопрос об удовлетворении административного искового заявления оставили на усмотрение суда.
Заслушав объяснения участников судебного процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 135-ФЗ для целей данного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу предписаний статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также – Постановление № 28), исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Из материалов дела следует, что 30 июня 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности Высоцкой С.Е. на нежилое помещение площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск ул. ..., ..., ..., имеющее кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 2762402 рублей 72 копеек.
Результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности индивидуального предпринимателя Высоцкой С.Е. как его собственника, в связи с чем она вправе в судебном порядке оспаривать эти результаты по основанию необходимости установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из составленного обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив» отчета от 25 ноября 2019 года № ... вытекает, что по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость данного нежилого помещения составляет 2223686 рублей (без учета НДС).
Административные ответчики и заинтересованные лица о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, представленных административным лицом, не заявляли, доказательств иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, находящегося в собственности административного истца, суду не представляли.
Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (пункт 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (пункт 2).
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд находит возможным положить в основу решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив» отчет от 25 ноября 2019 года № ..., который по содержанию не противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, и соответствует требованиям закона об относимости и допустимости доказательств (статьи 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 25 Постановления № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 Постановления № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия), если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой обращения административного истца в суд является 30 декабря 2019 года.
Руководствуясь изложенным и статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск ул. ..., ..., ..., равной рыночной стоимости в размере 2223686 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного нежилого помещения считать 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Ярадаев