Решение по делу № 33а-3444/2021 от 01.03.2021

РЎСѓРґСЊСЏ: Болочагин Р’.Р®.      адм. дело в„–33Р°-3444/2021 (2Р°-3516/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Рі. Самара 27 апреля 2021 РіРѕРґР°                             

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Лазаревой М.А.,

судей – Ромадановой И.А., Навроцкой Н.А.,

при секретаре – Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2020 года,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долгих А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара об оспаривании бездействия.

В обоснование заявленных требований указал, что ему принадлежат на праве собственности земельные участки, площадью 634 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, участок №, и площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, участок №.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками земельных участков по <адрес> было подано единое коллективное заявление председателю Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара о рассмотрении вопроса о внесении изменения зонирования земельных участков с зоны Р-5 на зону Ц-2. Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил ему, что заявление, возможно, потерялось.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ им подано повторное заявление в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, утверждённые постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № относительно изменения территориальной зоны Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) на зону Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения), в границах принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами №

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по застройке и землепользования при Главе г.о. Самара рассмотрено его заявление и принято положительное решение. Постановлением Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания в форме сбора мнений (отзывов) жителей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание участников публичных слушаний, которые поддержали запрашиваемое изменение для использования под объекты придорожного сервиса.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по застройке и землепользованию принято решение отложить рассмотрение до выяснения наличия самовольных построек на его земельных участках. На его земельных участках самовольных построек нет.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара обратился с иском к нему о сносе самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером: №. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по застройке и землепользованию принято решение о подготовке рекомендаций Главе г.о. Самара для принятия решения о направлении проекта изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара, однако проект не был направлен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Долгих А.П. просил суд обязать Главу г.о. Самара в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу направить проект изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара по результатам публичных слушаний, проводимых в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, площадью 634 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № и земельного участка, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.

Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Долгих А.П. бездействие Главы г.о. Самара, выразившееся в непринятии предусмотренного п.16 ст.31 ГрК РФ решения по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.

На Главу г.о. Самара возложена обязанность в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв одно из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ
№, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным и постановить новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о. Самара- Воробьев И.Л., действующий по доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно пп.2 п.2 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Такие предложения, согласно пп.5 п.3 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут вноситься физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Согласно п.6 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Названная комиссия, в силу п.4 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В случае принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки проект разрабатывается упомянутой выше комиссией.

В соответствии с п.9-12, 15, 16 ст.31, п.1 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект изменений в правила землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия вышеуказанным требованиям и документам в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта изменений в правила землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки комиссия с учётом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется.

Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта изменений в правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (п.16 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.32, п.1 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения в правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, если региональным законодательством эти полномочия не переданы местной администрации. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта изменений в правила землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить изменения в правила землепользования и застройки или направить проект изменений в правила землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Если региональным законодательством полномочия по утверждению правил землепользования и застройки переданы местной администрации, глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение об утверждении изменений в правила землепользования и застройки и о направлении проекта изменений на доработку с указанием даты его повторного представления.

Состав комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара утвержден постановлением Главы г.о. Самара от 22.11.2019 г. №872.

Из материалов дела следует, что Долгих А.П. на праве собственности принадлежат два земельных участка для ведения садоводства: с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>, участок № и с кадастровым номером №, площадью 634 ± 9 кв.м. по адресу: <адрес>, участок № (т.№ л.д. №).

Правилами застройки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, территория земельных участков отнесена к территориальной зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с письменным заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> в части изменения зонирования земельных участков с кадастровыми номерами № с территориальной зоны Р-5 на территориальную зону Ц-2 (общественно-деловая зона городского назначения) для использования под «объекты обслуживания клиентов» (т.№ л.д. №).

Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара приняла решение, которым рекомендовала Главе г.о. Самара внести в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, уполномоченным органом местного самоуправления решено подготовить проект внесения изменений в правила землепользования и застройки на основе предложений истца, организовать его рассмотрение на публичных слушаниях (т.№ л.д.№).

На основании постановления Администрации г.о. Самара от
ДД.ММ.ГГГГ № проведены публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки, включающий, в том числе, предложения истца (т.№ л.д.№)

ДД.ММ.ГГГГ по результатам публичных слушаний, размещённому на портале органов местного самоуправления г.о. Самара, заявка Долгих А.П. поддержана участниками публичных слушаний, что подтверждается заключением о результатах публичных слушаний (т.№ л.д. №).

Заключением Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение, которым рекомендовано Главе г.о. Самара поддержать предложение истца об изменении зонирования земельных участков с кадастровыми номерами № (пп.1 п.11 заключения) (т.№ л.д.№).

Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что решения по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Главой г.о. Самара до настоящего времени не принято.

Как усматривается из административного искового заявления и объяснений истца и его представителя, данных в суде первой инстанции в ходе рассмотрения дела, фактически Долгих А.П. ставит вопрос об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара, выразившегося в непринятии одного из предусмотренных п.16 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решений, при этом требование о возложении на ответчика обязанности направить проект изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара является предлагаемым истцом способом устранения нарушений его прав.

В суде первой инстанции представитель административного ответчика пояснил, что проект изменений в правила землепользования и застройки и обязательные приложения в части изменении зонирования принадлежащих истцу земельных участков им на рассмотрение не поступали.

Между тем, как следует из письма Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> (л.д. №) Администрации г.о. Самара, которую, согласно п.1 ст.24 Устава г.о. Самара, возглавляет Глава г.о. Самара, было известно об одобрении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> по заявке Долгих А.П. участниками публичных слушаний и Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара.

В связи с тем, что указанная комиссия создана при ответчике, возглавляется его первым заместителем, судом в решении верно указано на то, что Глава г.о. Самара несет ответственность за организацию ее работы, что не может свидетельствовать о неполучении от комиссии проекта изменений в правила землепользования и застройки на протяжении почти 11 месяцев.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку представителя административного ответчика на юридическое заключение правового управления Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому изменение зонирования не представляется возможным, поскольку позиция одного из органов местного самоуправления по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки не освобождает Главу г.о. Самара от возложенной на него обязанности принять предусмотренное законом решение.

Кроме того, Департамент градостроительства г.о. Самара не наделен полномочиями принимать какие-либо решения на данном этапе процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Принимая во внимание, что Долгих А.П. выполнены все предусмотренные законом этапы процедуры внесения изменения в правила землепользования застройки, и учитывая, что Главой г.о. Самара в установленный срок решение по указанному вопросу не принято, суд пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о незаконности бездействия административного ответчика и нарушает права и законные интересы административного истца.

Таким образом, суд обоснованно признал незаконным бездействие Главы г.о. Самара, выразившееся в непринятии предусмотренного п.16 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.

При этом, в целях восстановления нарушенных прав Долгих А.П., суд правомерно возложил на Главу г.о. Самара обязанность в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв одно из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе
г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства
г.о. Самара об изменении совокупной площади двух земельных участков Долгих А.П. с 1 200 кв.м. до 1 234 кв.м. в обоснование препятствия к направлению проекта изменений в правила землепользования и застройки на утверждение Думы г.о. Самара, не состоятельны, поскольку сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № по результатам межевания были уточнены, что привело к изменению сведений о его площади, при этом ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара приняла решение об одобрении изменений зонирования земельных участков истца с учётом уточнения площади (т.№ л.д.№).

Ссылки в апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на то, что нарушение прав Долгих А.П. устранено путем принятия решения о подготовке еще одного проекта изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> (т.№ л.д. №), не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что принятие такого решение не предусмотрено п.16 ст.31 ГрК РФ. Проект изменений в Правила застройки и землепользования в
<адрес>, являющийся предметом настоящего спора, уже разработан и прошел процедуры необходимых согласований. Предлагаемое ответчиком решение предусматривает повторную разработку проекта изменений, повторное прохождение процедуры публичных слушаний и рассмотрение Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведений публичных слушаний, безосновательны, поскольку каких-либо нарушений при проведении указанных слушаний, установлено не было. Департаментом градостроительства г.о. Самара не представлено достаточных и убедительных доказательств в подтверждение данных доводов.

Судебная коллегия, обсуждая иные доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о.Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-3444/2021

Категория:
Гражданские
Другие
Глава г.о. Самара
Долгих А.П.
Департамент градостроительства г.о. Самара
Дума городского округа Самара
Комиссия по землепользованию и застройке г.Самара
Егорова Т.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее