УИД 23RS0040-01-2024-000028-67
К делу №2-16/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2024г. Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Овсянникове М.В.
с участием прокурора ФИО4, законного представителя Масыч Л.Е., представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Динского района Краснодарского края, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,
установил:
Прокурор Динского района Краснодарского края, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю об обязании выплатить законному представителю Масыч Л.Е. и произвести перерасчет выплаченной компенсации за самостоятельно приобретенные для ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, технические средства реабилитации в сумме 199054 руб.
В обоснование требований сослался на то, что прокуратурой Динского района Краснодарского края на основании обращения законного представителя ребенка-инвалида ФИО2-Масыч Л.Е. проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что на основании индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида от 29.03.2023г. № 99.26.23/2023 ФИО2 рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: «кресло стул с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП». 14.04.2023г. законный представитель ребенка-инвалида Масыч Л.Е. обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное вышеуказанное техническое средство реабилитации. По результатам рассмотрения указанного заявления 25.04.2023г. принято решение № 2300_11846838 о выплате компенсации за указанное техническое средство реабилитации в размере 248000 руб., в рамках реализации государственного контракта Краснодарского РО № 039 от 21.04.2022. В последующем ОСФР по КК произведен перерасчет компенсации по государственному контракту Астраханского РО № 227 от 01.06.2021г., согласно которому стоимость «кресла стула с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП» составила 49000 руб. и 11.07.2023г. приято решение №2300_12705057 о выплате указанного размера компенсации, который выплачен заявителю 02.10.2023г. Однако ОСФР по КК при перерасчете компенсации необоснованно взят за основу контракт Астраханского РО №227 от 01.06.2021, который по времени исполнен ранее, чем контракт от 21.04.2023г. № 039 и не является последним по времени в связи с чем, выплата компенсации заявителю уполномоченным органом осуществлена не в полном объеме.
Пом.прокурора ЦАО г.Краснодара ФИО4 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2-Масыч Л.Е. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фона пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и сдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», а также приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 107н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно- ортопедическими изделиями» на основании индивидуальной программы реабилитации или реабилитации (ИПРА), разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы.
Ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - постановление № 240) обеспечение инвалидов осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации (ИПРА), разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы.
В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кромке зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, п.18 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256 (далее – Административный регламент), срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда: высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, для ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) от 29.03.2023г. № 99.26.23/2023, где определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с указанной ИПРА, ФИО2 рекомендованы следующие технические средства реабилитации: «кресло стул с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП».
Прокуратурой Динского района Краснодарского края на основании обращения законного представителя ребенка-инвалида ФИО2-Масыч Л.Е. проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, по результатам которой в деятельности Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК выявлены нарушения порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Так, установлено, что законным представителем несовершеннолетнего ФИО2-Масыч Л.Е. 14.04.2023г. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю было подано заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а именно: «кресло стул с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП».
25.04.2023г. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю принято решение № 2300_11846838 о выплате компенсации за указанное техническое средство реабилитации в размере 248000 руб., в рамках реализации государственного контракта Краснодарского РО № 039 от 21.04.2022г.
В последующем пенсионным органом произведен перерасчет компенсации по государственному контракту Астраханского РО № 227 от 01.06.2021г., согласно которому стоимость «кресла стула с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП» составила 49000 руб.
11.07.2023г. пенсионным органом приято решение № 2300_12705057 о выплате компенсации в размере 49000 руб., который выплачен ФИО2 02.10.2023г.
Выплата компенсации осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
В соответствии с п.3 указанного Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 указанного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (п.6 указанного Порядка).
Также в соответствии с вышеуказанным Порядком, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Вместе с тем установлено, что на дату подачи заявления законного представителя несовершеннолетнего ФИО6 последним исполненным контрактом по времени являлся государственный контракт № 039 от 21.04.2022 Краснодарского РО Фонда социального страхования Российской Федерации государственные по поставке технического средства реабилитации: «кресло стул с санитарным назначением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, т.ч. для больных ДЦП», который исполнен в полном объеме и стоимость указанного технического средства реабилитации составила 248054 руб.
Однако пенсионный орган при перерасчете компенсации необоснованно взят за основу контракт Астраханского РО № 227 от 01.06.2021г., который по времени исполнен ранее, чем контракт от 21.04.2023г. № 039 и не является последним по времени в связи с чем, выплата компенсации истцу осуществлена не в полном объеме.
Таким образом, требования действующего законодательства по своевременной и надлежащей выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации нарушены.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая решение, суд также руководствуется ст.ст. 12,56 ГПК РФ, ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░, ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ III-░░ № ░░ 15.04.2009░.) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 199054 ░░░. (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░: 12.03.2024░.