Дело № 2а-993/2021 31 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Мамоновой Т. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск», заместителю главы муниципального образования по вопросам экономического развития и финансам Шапошникову Д. В. о признании незаконным действий по установлению срока переселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности установить разумный срок переселения, взыскании расходов по оплату государственной пошлины, расходов по оплату услуг представителя.
установил:
Мамонова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск», заместителю главы муниципального образования по вопросам экономического развития и финансам Шапошникову Д.В. о признании незаконным действий по установлению срока переселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенному по адресу ... возложении обязанности установить разумный срок переселения, взыскании расходов по оплату государственной пошлины 300 рублей, расходов по оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
В обоснование требований истцом указано, что является нанимателем жилого помещения – ... жилом доме, расположенном по адресу: ... На основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 01 апреля 2019 года заместителем Главы муниципального образования «Город Архангельск» вынесено распоряжение № 944р о признании дома аварийным и подлежащим сносу и предоставлении жильцам дома, занимающим помещения по договору социального найма, до 31 декабря 2024 года равнозначного жилья, по договору социального найма. Срок предоставления жилья административный истец полагает не разумным.
В судебном заседании административный истец, представитель административного ответчика, заместитель Главы муниципального образования «Город Архангельск» Шапошников Д. В., представитель заинтересованного лица министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, заинтересованные лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованные лица пояснили, что требования поддерживают по доводам и основаниям, указанным в иске, поскольку дом подтапливает, в некоторых квартирах плохое отопление, грызуны.
Исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как указано в ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец является нанимателем по договору социального найма жилого помещения – ...
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 01 апреля 2019 года № 944р дом признан непригодным и подлежащим сносу, принято решение о предоставлении жильцам дома, занимающим квартиры на основании договора социального найма, в срок до 31 декабря 2024 года квартир по договору социального найма, равнозначных ранее занимаемым.
Фактически предъявлением указанного административного искового заявления истец просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу части первой статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьёй 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация административным истцом конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других лиц, чьи жилые помещения также расположены в домах, признанных непригодными для проживания.
Кроме того, конкретный срок, который должен быть указан в издаваемых распоряжениях, действующим законодательством не установлен.
В связи с этим оснований полагать, что права и законные интересы административного истца нарушены, в настоящее время не имеется.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мамоновой Т. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск», заместителю главы муниципального образования по вопросам экономического развития и финансам Шапошникову Д. В. о признании незаконным действий по установлению срока переселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности установить разумный срок переселения, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, расходов на оплату услуг представителя отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.С. Кочина