Дело № 5-96/2024
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Звенигово 08 октября 2024 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Коньков В.Л., с участием:
старшего помощника прокурора Звениговского района Липиной М.А.,
Кулалаева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаева А. С., <.....>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ,
Кулалаеву А.С. права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены, отводов и ходатайств не заявлено,
установил:
Кулалаев А.С., являясь должностным лицом, умышленно не выполнил требование прокурора, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом.
18 января 2024 года прокуратурой Звениговского района по обращению гражданина проведена проверка, в ходе которой выявлен факт нарушения требований земельного законодательства и Правил благоустройства территории Городского поселения Звенигово по ул. Сосновая г. Звенигово, а именно, юго-западнее от земельного участка с кадастровым номером № на расстоянии примерно 12 метров расположены 4 металлических строения (гаражи, контейнеры), а также железобетонные блоки, колодезное кольцо, указанный земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на территории общего пользования. Земельный участок с кадастровым номером № занят объектом недвижимости – гаражом площадью 85,2 кв.м. (кадастровый №), на указанные объекты недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО1 К указанному гаражу с юго-восточной стороны возведен навес на бетонных опорах (сваях) примерной площадью 33 кв.м. Данный навес расположен за установленными границами земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, при проверке установлено, что на улице Сосновая (возле <адрес>) складирован строительный материал: доски, кирпич в пачках, тротуарная плитка, что является нарушением п. 4.12.6 Правил благоустройства территории Городского поселения Звенигово Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденных решением Собрания депутатов Городского поселения Звенигово от 06 октября 2022 года №. Между тем, в нарушение вышеуказанных требований закона Звениговской городской администрацией меры к владельцам металлических строений, строительного материала по понуждению к соблюдению требований земельного законодательства, освобождению территорий общего пользования <адрес> не предпринимались, аналогичным образом не принимались меры к ФИО1 в связи со строительством навеса вне границ ее земельного участка.
По результатам проверки 24 января 2024 года заместителем прокурора Звениговского района Пироговой И.С. главе Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаеву А.С. внесено представление № по факту нарушения требований земельного законодательства и Правил благоустройства территории Городского поселения Звенигово по ул. Сосновая г. Звенигово, представление получено представителем Звениговской городской администрацией 24 января 2024 года, однако, в месячный срок глава Звениговской городской администрации Кулалаев А.С. необходимых мер по устранению выявленных нарушений не принял.
Старший помощник прокурора Звениговского района Липина М.А. на судебном заседании указала о доказанности вины Кулалаева А.С. в совершении административного правонарушения, просила назначить Кулалаеву А.С. наказание в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании глава Звениговской городской администрации Кулалаев А.С. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что 21 февраля 2024 года в адрес ФИО1 направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе выездной проверки, в июне 2024 года навес, железобетонные блоки, колодезное кольцо убрали, принадлежность гаражей не установлена до настоящего времени, в связи с чем он не вправе их трогать.
Выслушав старшего помощника прокурора Липину М.А. и главу Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаева А.С., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
Согласно положениям статей 6, 21, 22, 27 данного Федерального закона предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании пункта 1 статьи 22, статьи 24 и пункта 1 статьи 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
По смыслу статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц вышеуказанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора незамедлительно.
Согласно статьи 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 21 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.
Согласно пункта 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре определено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ подтверждаются следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 сентября 2024 года в отношении Главы Звениговской городской администрации Кулалаева А.С. по ст. 17.7 КоАП РФ; копией представления об устранении нарушений земельного законодательства от 24 января 2024 года; копией ответа главы Звениговской городской администрации от 21 февраля 2024 года; копией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21 февраля 2024 года; копией предписания ФИО1 от 21 февраля 2024 года, копией распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания № от 21 февраля 2024 года в отношении главного специалиста Звениговской городской администрации ФИО2, копиями справок заместителя главного государственного инспектора г. Волжска, Волжского и Звениговского районов по использованию и охране земель ФИО3 от 19 января 2024 года и 02 сентября 2024 года, должностной инструкцией главы Звениговской городской администрации, утвержденной главой Городского поселения Звенигово Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Давыдовым В.С. 26 октября 2020 года, объяснением Кулалаева А.С. от 02 сентября 2024 года.
Из материалов дела следует, что требования прокурора Звениговского района, изложенные в представление об устранении нарушений земельного законодательства от 24 января 2024 года, главой Звениговской городской администрации Кулалаевым А.С. в установленный срок не выполнены.
Решением собрания депутатов Городского поселения Звенигово Звениговского муниципального района Республики Марий Эл четвертого созыва от 23 октября 2020 года №71, Кулалаев А.С. назначен на должность главы Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В связи с этим, действия главы Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаева А.С., как должностного лица, правильно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
К смягчающему административную ответственность Кулалаева А.С. обстоятельству необходимо отнести совершение административного правонарушения впервые, признание вины, устранение нарушений.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
Руководствуясь статьями 4.1-4.3 КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, совокупность смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также имущественное и семейное положение привлекаемого к административной ответственности должностного лица, наказание Кулалаеву А.С. необходимо назначить в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из материалов дела об административном следует, что Кулалаев А.С. ранее к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ не привлекался, следовательно, рассматриваемое административное правонарушение является впервые совершенным, выявленные нарушения федерального законодательства не причинили вреда и не повлекли угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не нанесли имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам, указанные в предписании нарушения фактически устранены.
Таким образом, принимая во внимание, что Кулалаев А.С. совершил административное правонарушение впервые, которое не повлекло за собой существенных вредных последствий, учитывая конкретные фактические обстоятельства административного правонарушения и отношение должностного лица к допущенным нарушениям федерального законодательства, полагаю возможным назначить Кулалаеву А.С административное наказание в виде официального порицания – предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
должностное лицо - главу Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Кулалаева А. С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Копию постановления направить Кулалаеву А.С., а также прокурору Звениговского района.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Л. Коньков