№ 2-509/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Вольцовой А.Г.,
при секретаре Гимазетдиновой А.И.,
с участием истца Уфимцевой Ф.Г.,
третьего лица Юртовой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уфимцевой Ф. Г. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом,
установил:
Уфимцева Ф.Г. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом Литер <данные изъяты>, указав, что истец имела в собственности земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «<данные изъяты>».
В ДД.ММ.ГГГГ на указанном участке Уфимцевой Ф.Г. своими силами за свой счет был возведен жилой дом без получения соответствующей разрешительной документации.
ДД.ММ.ГГГГ по соглашению в связи с установленной кадастровой ошибкой было произведено перераспределение земельных участков, и был образован новый земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «<данные изъяты>» из категории земель – «<данные изъяты>».
При обращении к ответчику истцу было отказано в предоставлении необходимой документации для дальнейшей регистрации жилого дома, согласно градостроительному заключения установлены нарушения: жилой дом расположен менее <данные изъяты> метров от межевой границы, отсутствует разрешительная документация. Однако, указанное несоответствие образовалось в результате перераспределения земельных участков в то время, как само строительство было произведено с соблюдение всех необходимых норм.
Истец просит суд признать за ней право собственности на самовольное строение – жилой дом Литер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
Истец Уфимцева Ф.Г. в судебное заседание исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, надлежащим образом извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания или рассмотрении дела в его отсутствии не просил.
Третье лицо Юртова Л.Б. в судебном заседании не возражала против признания права собственности за Уфимцевой Ф.Г. на жилой дом, расположенный на земельном участке по соседству с ее участком, пояснила, что расположение дома ей не мешает.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуются разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа, разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Судом установлено, что Уфимцевой Ф.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Схема расположения участка утверждена постановлением главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ Угарова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Уфимцевой Ф.Г. и Администрацией муниципального района Уфимский район РБ на основании действующего законодательства, правил землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, было произведено перераспределение земельного участка с образованием выше указанного участка.
Как следует из искового заявления и подтверждено материалами дела, на указанном земельном участке истцом возведен объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом Литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. без получения разрешения на его строительство в установленном порядке.
Наличие самовольной постройки подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный номер №, представленным суду.
Согласно Уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ и Градостроительного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительной деятельности Администрации Муниципальный район Уфимский район РБ по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС были установлены несоответствия параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в точности: место размещение индивидуального жилого дома не соответствует сводам правил СП 30-120-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»; согласно п.5.3.2, 5.3.4 СП 30-120-99 усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м; строительство было осуществлено без разрешительной документации.
Из ст.12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п.п.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
На основании ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункта 2 ст.51 ГрК РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, представляющего собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию или ремонт объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства. Строительство без получения разрешения на строительство указывает на самовольность постройки.
Таким образом, для приобретения права собственности на вновь возводимый объект недвижимости и его последующей государственной регистрации необходимо представление совокупности всех документов, предусмотренных законодательством.
Отсутствие разрешения на строительство, архитектурно-планировочного задания, архитектурного проекта либо нарушения условий, изложенных в этих документах, являются нарушениями, влекущими признание строительства самовольным.
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Факт того, что истец предпринимал меры по легализации самовольно построенного жилого дома, подтверждается представленными в дело доказательствами. Разрешенное использование земельного участка также определено для ведения личного подсобного хозяйства, вследствие чего целевое назначение земельного участка истцом не нарушено.
На основании технического заключения по результатам натурального обследования основных несущих конструкций жилого дома (Литера <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, а также требования нормативных документов, ООО «Партнер-Уфа», имеющего право на дачу подобного рода заключений, следует, <данные изъяты>.
Согласно п.7.1 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*» «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: «…В районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м, а расстояние до сарая для содержания скота и птицы – в соответствии с п. 8.6 настоящий норм. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома – 3, до хозяйственных построек - 1 ….». расстояние от стены жилого дома до границы участка с одной стороны составляет 2,30 м, со всех других сторон – более 3 м. то есть нормативное расстояние между забором и жилым домом с одной стороны не выдержано. Но при этом, согласно Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 г. №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдением требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно п. 30 «Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение безопасности зданий и сооружений» - обязательными в СП 42.13330ю2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» является Разделы 1 (п. 1.1), 4, 5 (за исключением п.п. 5.4, 57), 6 (за исключением п. 6.3), 8 (п.п. 8.2-8.6, 8.8, 8.9, 8.12-8.20, 8.24-8.26), 9, 10 (п.п. 10.1-10.5), 11 (п.п. 11.1-11.24, 11.25, 11.26, 11.27), 12 (за исключением п. 12.33), 113, 14. Нормы, изложенные в п.7.1 носят рекомендательных характер.
Также в первой половине п.7.1 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» сказано, что «… В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований… «. При этом обследуемый жилой дом никак негативно не влияет на соседний участок и ни каким образом не влияет на охраняемый законом интересы жителей домов на соседних участках. Учитывая зауженность и вытянутость участка, эксперты считают, что расстояние от его границы до жилого дома так же может быть меньше.
Конструкции обследуемого здания соответствуют действующим строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам и их техническое состояние обеспечивает эксплуатационную надежность объекта. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Строительство производилось на отведенном для этих целей в установленном законом порядке земельном участке, в силу п.п.1 п.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.59 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 года, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что спорный жилой дом соответствует установленным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, и расположен на земельном участке, разрешенное использование которого допускает размещение на нем указанного объекта. Доказательств обратному не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Уфимцевой Ф. Г. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Уфимцевой Ф. Г. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом удовлетворить.
Признать за Уфимцевой Ф. Г. право собственности на самовольное строение – жилой дом Литер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности и внесение записи о государственной регистрации прав собственности на вышеуказанный объект недвижимости в Единый Государственный Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: А.Г. Вольцова