Председательствующий: Авдеева Л.В. № 33-7175/2019
(№ 2-2188/2019 УИД 55RS0003-01-2019-002549-84)
г. Омск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Лозовой Ж.А., Павловой Е.В.,
при секретаре Будкевич О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 ноября 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска Ермолаевой Евгении Викторовны на решение Ленинского районного суда города Омска от 08 августа 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Щербакову Алексею Витальевичу о признании недействительным договора №Д-Л-31-11488 аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, заключенного 23.03.2018 между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Щербаковым Алексеем Витальевичем, применении последствий недействительности сделки – отказать».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Департамент имущественных отношений администрации города Омска обратился в суд с иском к Щербакову А.В., указав, что 29.02.2016 Администрацией города Омска было издано распоряжение № 213-п «Об утверждении перечня земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в собственность бесплатно отдельным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства». Указанным распоряжением земельный участок с кадастровым номером № <...> включен в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно. 23.03.2018 между истцом и Щербаковым А.В. был заключен договор аренды земельного участка № Д-Л-31-11488 с кадастровым номером № <...>, площадью 803 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: <...>. 29.03.2018 Управлением Росреестра произведена государственная регистрация договора. Указанный договор заключен в нарушение положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принятых на основании закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-03 «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», постановления правительства Омской области от 20.05.2015 № 119 «О мерах по реализации Закона Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно».
Просил суд признать недействительным договор аренды № Д-Л-31-11488 земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 803 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: <...>, заключенный между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и Щербаковым А.В., применить последствия недействительности сделок в форме двусторонней реституции.
Представитель департамента имущественных отношений администрации города Омска Терлеева И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Щербаков А.В., представители третьих лиц департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, администрации города Омска, Государственного учреждения - управление пенсионного фонда российской федерации в Ленинском административном округе города Омска в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель Щербакова А.В. Иванова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Администрации города Омска Ермолаева Е.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что заключение договора аренды земельного участка № Д-Л-31-11488 от 23.03.2018 исключило возможность предоставления данного объекта недвижимости в собственность гражданам бесплатно, при совершении сделки были затронуты интересы неопределенного круга лиц. Считает несостоятельным вывод суда о необходимости применения срока исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, составляющего один год. Указывает, что департаментом при обращении в суд с иском в качестве защиты нарушенного права избрал иск о признании договора аренды земельного участка недействительным.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска Пяткова А.В., представителя Щербакова А.В. Ивановой А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
По смыслу ч. 1 ст. 39, ст. 131 ГПК РФ истцу принадлежит право определить предмет и основание иска, однако, согласно названной выше норме закона правовое обоснование иска определяет суд.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок общей площадью 803 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городскому округу городу Омску Омской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
29.02.2016 Администрацией г. Омска во исполнение статей 39.15, 39.18 ЗК РФ, Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», постановления Правительства Омской области от 20.05.2015 № 119 «О мерах по реализации Закона Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» издано распоряжение № 213-п «Об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно». Земельный участок с кадастровым номером № <...> включен в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно.
23.03.2018 между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и Щербаковым Алексеем Витальевичем (арендатор) заключен договор аренды № Д-Л-31-11488 земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 803 кв.м., кадастровый № <...>, местоположение земельного участка установлено по адресу: <...>, вид разрешенного использования: для размещения индивидуальных жилых домов, что подтверждается договором аренды земельного участка № Д-Л-31-11488 от 23.03.2018, актом приема-передачи от 23.03.2018.
Заявляя требование о признании данного договора аренды земельного участка недействительны, истец, как сторона по сделке, ссылался на его ничтожность, поскольку данная сделка противоречит закону и нарушает публичные интересы.
Разрешая заявленный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается, в частности, на принципах платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3).
Исходя из положений ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу предписаний пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в случае и в порядке, предусмотренных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Согласно п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет субъекта Российской Федерации полномочиями по определению случаев бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В силу положений пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона Омской области № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» перечень - утверждаемый уполномоченным органом перечень земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан бесплатно, форма которого устанавливается Правительством Омской области.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона № 1741-ОЗ семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в собственность бесплатно.
Порядок предоставления в собственность гражданам, в том числе многодетным семьям, земельных участков бесплатно установлен статьей 5 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», при этом п. 3 ст. 5 Закона № 1741-ОЗ определено, что земельный участок семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей, предоставляется из числа земельных участков, включенных в перечень.
Из материалов дела следует, что в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, включены 53 земельных участка по ул. Лобова в Ленинском АО г. Омска, сведения о лицах, состоящих на учете на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, истцом суду не представлены.
Ранее по обращению Щербакова А.В. от 09.11.2017 № ОГ-АГ/12413 было принято распоряжение департамента архитектуры от 01.12.2017 № 2884 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № <...> в Ленинском административном округе города Омска», так как испрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом № 1741-03, согласно постановлению администрации города Омска от 29.02.2016 № 213-п «Об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно».
В письме департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска от 11.12.2017 № Вн-ДПО/1281 в отношении принятия такого распоряжения сделаны замечания о том, что основания отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены п.8 ст.39.15 и ст.39.16 ЗК РФ, к которым не отнесено включение земельных участков в какие-либо перечни.
В связи с замечаниями департамента правового обеспечения и муниципальной службы администрации города Омска от 11.12.2017 № Вн-ДПО/1281, департаментом архитектуры принято распоряжение от 10.01.2018 № 4 «О признании утратившими силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 01.12.2017 № 2885, № 2884.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (т.е. за исключением земельных участков, изъятых из оборота), могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 ЗК РФ).
Однако, статья 27 ЗК РФ, устанавливающая ограничения оборотоспособности земельных участков, не предусматривает земельные участки, включенные в перечни, принятые законодательством субъекта Российской Федерации.
Закон Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ (ред. от 25.12.2018) «О регулировании земельных отношений в Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 23.04.2015 № 101) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2019) таких изъятий не содержит.
На официальном сайте администрации г. Омска в порядке ст. 39.18 ЗК РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в официальном печатном издании Администрации г. Омска в газете «Третья столица» от 17.01.2018 № 2 (1033) обеспечено опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № <...> в Ленинском административном округе г. Омска для индивидуального жилищного строительства. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о предоставлении земельного участка не поступят, будет подготовлен проект постановления Администрации города Омска о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, подготовка документов будет осуществляться в целях реализации земельного участка с аукциона.
На основании письма департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска № ОГ-ДАГ/12413 от 21.02.2018 Щербакову А.В.. сообщено, что по результатам опубликования в газете «Третья столица» от 17.01.2018 № 2 (1033) и на официальном сайте Администрации г. Омска, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней заявления иных граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска не поступили. Предоставление земельного участка возможно в соответствии с п.п. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ.
23.03.2018 между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и Щербаковым А.В. был заключен оспариваемый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:8329, подписан расчет арендной платы.
Письмом № ДИО/756-ОГ от 26.03.2018 департамент имущественных отношений администрации г. Омска уведомил Щербакова А.В. о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:8329 находится на государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Договор аренды зарегистрирован 06.04.2018.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в Земельный Кодекс РФ введена статья 39.18. об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно п. 1 данной нормы закона в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
На основании п. 5 данной нормы закона, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя. (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ)
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6).
Согласно градостроительному плану земельного участка № <...> от 16.05.2018, земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 0,0803 га., расположен в границах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки Ж1-452, в числе основных видов разрешенного использования земельного участка указано: индивидуальные жилые дома с прилегающими участками (не более 3 этажей), в числе условно разрешенных видов использования земельного участка указаны «многоквартирные жилые дома малой этажности (2-4 этажа). Сведения о расположении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, об ограничении использования земельного участка, о публичных сервитутах отсутствуют.
Распоряжением Администрации Ленинского административного округа г. Омска № 487 от 30.05.2018 Щербакову А.В. выдано разрешение на строительство одноэтажного индивидуального жилого дома с кирпичными стенами на земельном участке с кадастровым номером № <...>, площадью 803 кв.м., расположенном по адресу: <...>, принадлежащем заявителю согласно договору аренды земельного участка № Д-Л-31-11488 от 23.03.2018.
Распоряжением Администрации Ленинского административного округа г. Омска №701 от 25.07.2018 «О присвоении адреса объекту адресации, расположенному на территории Ленинского административного округа г. Омска» на основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома № № <...> от 30.05.2018 присвоен адрес объекту адресации, расположенному на территории Ленинского административного округа г. Омска зданию индивидуального жилого дома, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № <...> – г. Омск, <...>.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Из сообщения ГУ - Управление ПФР в Ленинском АО г. Омска следует, что 07.06.2018 Щербакова Е.Ю. - супруга ответчика обратилась с заявлением о распоряжением средствами материнского (семейного) капитала на оплату строительства объекта ИЖС без привлечения строительной организации в сумме не более 50 % средств МСК по адресу: <...>. 06.07.2018 вынесено решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала Щербаковой Е.Ю. Денежные средства в сумме 204 013 рублей перечислены на счет получателя Щербаковой Е.Ю., открытый в ПАО Сбербанк.
На основании заключения специалиста № 119-306 от 14.06.2019 стоимость выполненных неотделимых улучшений строительства, расположенных на земельном участке, расположенном по адресу: г. Омск, <...> на момент проведения экспертизы составляет 529200 рублей из которых: стоимость работ - 246202,67 рублей, стоимость материалов – 282972,28 рублей.
Таким образом, в течение года действия договора аренды ответчик использует земельный участок по целевому назначению, приступил к строительству индивидуального жилого дома, помимо арендной платы, понес значительные затраты.
Пунктом 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктами 1, 14, 22 и 24 ст. 39.16 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Однако, перечисленные правовые нормы и предусмотренные в них обстоятельства не приведены истцом в обоснование своей позиции по заявленному спору. Более того, как указано выше, ранее принятое распоряжение об отказе ответчику в предоставлении спорного земельного участка признано утратившим силу самим же уполномоченным органом.
Согласно п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - постановление № 25)).
Каких-либо доказательств того, что при заключении оспариваемой сделки ответчик действовал недобросовестно, истцом по правилам ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, из материалов дела данное обстоятельство не усматривается.
Напротив, обращаясь в суд с настоящим иском, департамент имущественных отношений администрации г. Омска, как сторона по сделке, фактически ссылается на нарушение им же требований закона по распоряжению земельным участком, предназначенным для обеспечения определенной категории граждан, к которым истец не относится.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ранее спорный земельный участок истцом был предложен многодетным семьям, но никто из них притязаний на него не заявил, равно, не было представлено истцом таких сведений и в ходе рассмотрения судом данного дела, не представлены такие сведения и суду апелляционной инстанции.
Кроме того, из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что в основном земельные участки, включенные в перечень для предоставления многодетным семьям, в настоящее время не использованы.
Пунктом 1 ст. 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта (далее также - противоправная сделка), является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
По пункту 2 указанной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Судебная коллегия при указанных выше обстоятельствах приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при предоставлении в аренду ответчику земельного участка по спорной сделке уполномоченным органом были выполнены в полном объеме все необходимые действия, связанные с информированием населения о предстоящем предоставлении земли в аренду, выбором земельного участка, предварительным согласованием места размещения объекта, постановкой земельного участка на кадастровый учет и передачей его в аренду заявителю, сведений о том, что в данной ситуации были нарушены публичные интересы, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что договор аренды спорного земельного участка применительно к заявленной ситуации и обстоятельствам дела во взаимосвязи с положениями ст.ст. 166, 168 ГК РФ является оспоримой сделкой, а исковое заявление подано в суд 28.05.2019 за пределами годичного срока исковой давности, предусмотренного п. 2 ст. 181 ГК РФ, о применении которого было заявлено стороной ответчика по правилам п. 2 ст. 199 ГК РФ, при этом суд подробно привел доказательства, что истцу на день совершения сделки было достоверно известно об обстоятельствах, которыми он обосновывает свои исковые требования, оснований для переоценки выводов суда в указанной части судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Судебная коллегия также отмечает, что в случае несоблюдения запрета, установленного п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ и разъяснениям, приведенным в п. 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Как было установлено в судебном заседании в ходе исследования совокупности представленных доказательств, в частности, писем, направленных истцом Щербакову А.В., длительность периода до обращения в суд с настоящим иском, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска допустил именно такое поведение в отношении спорного земельного участка, которое и дало Щербакову А.В. основание расценивать заключенный договор аренды земельного участка действительной сделкой и приступить к строительству жилого дома с предварительным получением необходимой разрешительной документации на строительство.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п. 1 ст. 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).
Однако, сведений о том, что резервирование спорного участка было произведено в соответствии с названными выше правовыми положениями, истцом по правилам ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку земельным участком по оспариваемой сделке распорядилось уполномоченное лицо, которое и выступило стороной договора аренды спорного земельного участка, судебная коллегия считает, что судом необоснованно применены положения ст. 301 ГК РФ, а тем более ст. 302 ГК РФ, применительно к спорной ситуации, однако, указанное обстоятельство с учетом приведенного выше на существо принятого судом решения об отказе в удовлетворении заявленного иска не влияет, что само по себе в силу п. 6 ст. 330 ГПК РФ не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Омска от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: