Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-4293/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 6 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Кызыла Цыганок М.А. к Мэрии города Кызыла, Департаменту городского хозяйства мэрии города Кызыла о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения по апелляционному представлению заместителя прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., пояснения прокурора Ооржак С.А., поддержавшей апелляционное представление, возражения представителя административного ответчика - Мэрии города Кызыла Кудерек Ч.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. (с учётом уточнённого административного иска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установке ливневых колодцев в районе пересечения улиц ** г. Кызыла, возложить на Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла обязанность установить ливневые колодцы на указанных улицах, так как после осадков образуется большое скопление воды, блокирующее проход пешеходов и ограничивающее свободное передвижение автотранспортных средств. Указанные нарушения законодательства и Правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации, угрожают жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе детей.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 августа 2019 года в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД УМВД РФ по г. Кызылу
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 октября 2019 года в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Благоустройство».
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 октября 2019 года в удовлетворении административного иска заместителя прокурора г. Кызыла отказано.
Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. в апелляционном представлении просит решение суда отменить, указывая, что прокуратура г. Кызыла просила признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла и Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла в непринятии мер по организации в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятию соответствующих мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа на обозначенных участках. На представление прокурора об устранении федерального законодательства Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла 09.11.2018 года ответил, что на 2019 год планируется строительство 8 ливневых колодцев в центральной части года на наиболее проблемных участках. На требование прокурора от 25.06.2019 года о предоставлении информации о проделанной работе Департамент городского хозяйства г. Кызыла 28.06.2019 года ответил, что 03.05 и 04.05.2019 года проведена очистка и восстановление ливневых колодцев только по ул. **. По результатам дополнительной проверки и объяснения начальника Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла установлено, что очистка и восстановление ливневых колодцев производится по мере необходимости, строительство дополнительных колодцев нецелесообразно и неэффективно по причине высокого уровня грунтовых вод на территории г. Кызыла. Нарушения, выявленные в представлении от 13.09.2019 № 7-1-2018, ответчиками не устранены, меры по организации в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятию мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, ответчиками не принимались. Вывод суда об отсутствии бездействия Мэрии г. Кызыла и Департамента городского хозяйства необоснованно сделан только на основании того, что МУП «Благоустройство» произведено строительство ливневого приёмника по ул. ** г. Кызыла напротив спорткомплекса ** в августе 2019 года. Директор МУП «Благоустройство» обратился к начальнику Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла с заявлением о разрешении на производство земляных работ, строительство ливневого колодца по ул. **. Доказательств организации в границах городского округа отведения ливневых сточных вод на указанных участках ответчиками не предоставлялось.
В судебном заседании прокурор Ооржак С.А. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала.
Представитель административного ответчика – Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель административного ответчика - Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла, представители заинтересованных лиц – ОГИБДД УМВД по г. Кызылу, МУП «Благоустройство» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2.21 Положения о Департаменте городского хозяйства мэрии г. Кызыла (далее - Департамент) и предельной численности работников, утверждённого решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 года № 329, основной задачей Департамента является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в пределах технического задания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Республики Тыва.
Следовательно, Мэрия г. Кызыла и Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла являются надлежащим ответчиками по административному делу.
Заместитель прокурора г. Кызыла, исходя из уточнённого административного иска, просит признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии мер по установке ливневых колодцев на перекрёстках, перечисленных выше улиц.
Как установлено судебной коллегией, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла представил в суд сведения (л.д. 49) о том, что на улице ** имеется 21 приёмный колодец ливневой канализации, на улице ** – 2, на улице ** -17, на улице ** -26, на улице ** – 4, на улице ** – 22, на улице ** – 8, на улице ** – 2, на улице ** – 15. Тем не менее, суд не уточнил у административного ответчика, в каких именно местах расположены указанные приёмные колодцы ливневой канализации.
На запрос суда апелляционной инстанции Департамент представил ответ, что приёмные колодцы ливневой канализации имеются на перекрёстках улиц ** (2 шт.), улиц ** (4 шт.), улиц ** (2 шт.), то есть необходимости устанавливать на данных перекрёстках новые приёмные колодцы ливневой канализации не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 4 статьи 16, часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 18 Закона об автомобильных дорогах).
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация). Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Согласно подпункту «б» подпункта 1 пункта 3, подпунктам «з» и «и» подпункта 1 пункта 4 Классификации при капитальном ремонте проводятся следующие работы: замена изношенных элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам); переустройство ливневой канализации; устройство недостающих элементов системы водоотвода (в том числе новых водопропускных труб, дренажей, прикромочных и телескопических лотков, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и других элементов).
В подпункте «б» подпункта 1 пункта 5 Классификации указано, что при ремонте проводятся следующие работы: восстановление ливневой канализации.
В подпункте «в» подпункта 1 пункта 6 Классификации работ указано, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит: поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).
Из вышеуказанных норм права следует, что заместитель прокурора г. Кызыла, требуя признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, заключающееся в непринятии мер по устройству ливневой канализации на перекрёстках автомобильных дорог, тем самым фактически требует у суда обязать административных ответчиков провести капитальный ремонт вышеуказанных участков автомобильных дорог, поскольку устройство ливневой канализации относится согласно Классификации к капитальному ремонту.
Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (статья 14 Закона об автомобильных дорогах).
Статьёй 34 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учётом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В бюджете городского округа город Кызыл Республики Тыва на 2019 год не заложены финансовые средства на капитальный ремонт участков автомобильных дорог, указанных в административном иске.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (пункт 4 статьи 17 Федерального закона об автомобильных дорогах).
Приказом Минтранса РФ от 27.08. 2009 года № 150 утверждён Порядок проведения оценки технического состояния дорог (далее - Порядок). Указанным порядком установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: 1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.
Из этих норм права следует, что Акт выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла от 18 июля 2018 года, имеющийся в материалах административного дела, не является документом, подтверждающим наличие оснований для проведения капитального ремонта вышеуказанных участков автомобильных дорог, а также основанием для устройства ливневой канализации на этих участках дорог (в нём лишь указано, что на проезжей части дороги есть лужи, но лужи могут быть после любого дождя, это не говорит о необходимости устройства ливневой канализации).
Кроме того, в указанном акте не указаны пункты ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ 33220-2015, которые были нарушены административными ответчиками, тем более, что ГОСТ Р 50597-93 утратил силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст.
СНИП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», зарегистрированный Росстандартом в качестве СП 104.13330.2011, на который ссылается в административном иске прокурор, распространяется на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов, а не на правоотношения, связанные с капитальным ремонтом автомобильных дорог.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также не применим к указанным правоотношениям, тем более, что принятие мер по организации водоотведения возлагается на органы местного самоуправления только в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков отсутствует незаконное бездействие, заключающееся в непринятии мер по установке ливневых колодцев в районе пересечения улиц **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, ** г. Кызыла.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 февраля 2020 года.
Председательствующий
Судьи