Решение от 28.04.2023 по делу № 2-101/2023 (2-3514/2022;) от 24.08.2022

                                                                             Дело № 2-101/2023 г.

УИД23RS0058-01-2022-004823-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2023 г.                                                                      г.Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

С участием : истца Попоудина А.Н., представителя истца Выхристюк Н.В., представившей доверенность,

при секретаре Прокопенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попоудина А. Н. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании реестровой ошибкой, об исправлении реестровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Попоудин А.Н. обратился в Хостинский районный суд г.Сочи с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании реестровой ошибкой, об исправлении реестровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Истец просит суд признать наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером . Считать данное решение суда основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и согласно межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Шмельц Н. В., (СНИЛС ), которая является членом СРО «Кадастровые инженеры юга» (номер в реестре СРО КИ 006 от 24,08.2016, сайт www.kades.ru), реестровый номер , номер в реестре кадастровых инженеров 16586 без истребования дополнительных документов.

В обосновании требований истец указывает, что Решением исполнительного комитета Барановского сельского совета народных депутатов Хостинского района г.Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении во владение гражданину Попоудину А. Н. приусадебного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома в селе <адрес> утвержденного решением исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов «Об утверждении решений исполкома Барановского сельского Совета «О строительстве индивидуальных жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ , гражданину Попоудину А. Н. выделен земельный участок, площадью 0,12 Га в <адрес> Актом отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ представителем отдела архитектуры Хостинского райисполкома инженером-геодезистом Чумаченко ИА. установлены границы земельного участка истца на местности. ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке истца, общей площадью 0,12 га, расположенном по адресу: <адрес>, участок , внесены в государственный кадастр недвижимости и участку присвоен кадастровый . При выполнении кадастровых работ об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , которые были определены на местности исходя из фактических границ земельного участка и в соответствии с Актом отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым инженером Шмельц Н.В. выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером который был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером были проведены на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Арефьевой И.В., некорректно, без учета границ земельного участка истца как смежного землепользователя, что подтверждается отсутствием в акте согласования подписи истца. Границы земельного участка истца были внесены в ГКН как ранее учтенные в 1991 году и должны были быть учтены при выполнении кадастровых работ по уточнению границ смежного земельного участка ответчика в 2007 году. Все это свидетельствует о наличии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения в размере 674 кв.м. на границы земельного участка с кадастровым номером . Сведения о земельном участке с кадастровым номером имеют статус «актуальные», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером является Краснодарский край. Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края. В целях устранения реестровой ошибки истец ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику претензию с приложением правоустанавливающих документов, которая была вручена ДД.ММ.ГГГГ (идентификатор ). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о необходимости предоставить дополнительные документы: оригинал акта согласования местоположения границ земельного участка, каталог координат прохождения исправленных границ в электронном виде и обменном формате, заключение кадастрового инженера и согласие землепользователя на проведение кадастровых работ. Вышеперечисленные документы были предоставлены в адрес ответчика письмом в адрес виртуальной приемной с приложением всех необходимых документов. В июне 2022 года в адрес истца поступило письмо от ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласования границ земельного участка и разъяснении о необходимости рассмотрения спора в соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ в судебном поряде.

Истец Попоудин А.Н. явившись в судебное заседание, участвовал в судебном разбирательстве лично и через своего представителя Выхристюк Н.В., иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования. В обосновании требований сослался на доводы изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что уточнение границ своего земельного участка производились в 2021 г. и их проводила Выхристюк Н.В. как кадастровый инженер которая имела ранее фамилию Шмельц. Представитель истца Выхристюк Н.В. пояснила, что она при межевании земельного участка истца подготовила 2 межевых плана земельных участков и выявила наложение границ земельных участков, придя к выводу, что имеется кадастровая ошибка.

Представители ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, администрации Барановского сельского округа муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в судебное заседание не явились, указанные лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания в соответствии с положениями ст.113,117 ГПК РФ. Ответчик и третьи лица не ходатайствовали об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин неявки не представили в суд, при установленных обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившихся в судебное заседание указанных участвующих по делу лиц.

Суд, изучив исковое заявление, выслушав объяснения стороны ответчика, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме требований по следующим основаниям.

Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет.

До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений чч. 2 и 7 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Соответственно внесенные в ЕГРН кадастровые границы земельного участка как объекта недвижимости, определяют правомочия конкретного субъекта право которого зарегистрировано в ЕГРН на этот объект и предполагает за ним право требования защиты и восстановления нарушенного его права владения, пользования и распоряжения этим объектом права имеющим такие границы.

Согласно сведениям ЕГРН ( л.д.76-77 т.1) земельный участок площадью 1200 кв.м. кадастровый , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира : <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство индивидуального жилого дома, не содержит данных о принадлежности кому-либо на праве собственности, в том числе истцу Попоудину А.Н..

При этом из данных ЕГРН объект недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», а также сведения о том, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.

В особых отметках в ЕГРН отражено, что правообладателем его является Попоудин А. Н., а вид какого – либо права указанного лица отсутствует.

Из копии кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером ( л.д.146-161 т.1) установлено, что кадастровый учет указанного земельного участка производился по заявлению Попоудина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, на основании представленных им документов, при этом не устанавливались и не уточнялись площадь и сведения о границах указанного земельного участка в ГКН.

Решение о кадастровом учете данного участка государственным органом кадастрового учета принято ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.150), как о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 214 ГК РФ, положениями пункта 1 статьи 16 ЗК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.

В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

В силу статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Действующим законодательством предусмотрено несколько способов приобретения в собственность земельных участков бесплатно, а именно:

а) в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Документом, подтверждающим предоставление такого земельного участка и являющимся в соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации права собственности являются:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

В ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VII (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка.

Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР.

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 374-1 "О земельной реформе" в частную индивидуальную собственность граждан могли передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.

Согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавалась в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" было установлено, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации (пункт 3).

Таким образом, на момент возникновения спорных отношений в 1991 году полномочиями по предоставлению земельных участок для ведения индивидуального жилищного строительства обладали соответствующие местные администрации и документом, удостоверяющим право собственности на землю, являлось свидетельство, выданное по решению местной администрации.

Из анализа представленных в дело доказательств установлено, что решением исполнительного комитета Барановского сельского совета народных депутатов Хостинского района г.Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении во владение гражданину Попоудину А. Н. приусадебного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома в селе <адрес>»( л.д.19-20 т.1), утвержденного решением исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов «Об утверждении решений исполкома Барановского сельского Совета «О строительстве индивидуальных жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.21 т.1), Попоудину А. Н. выделен во владение приусадебный земельный участок, площадью 0,12 Га в <адрес> и разрешено строительство индивидуального жилого дома.

Суду не представлено доказательств наделения истца Попоудина А.Н. органом местного самоуправления правом собственности на спорный земельный участок, а совокупностью представленных доказательств подтверждается предоставление истцу во владение выше названного земельного участка, без указания конкретного вида права владения таковым.

Суду не представлено доказательств выдачи Попоудину А.Н. свидетельства о праве собственности на предоставленный ему земельный участок, а также иного правоудостоверяющего документа на указанный земельный участок.

В то же время суду не представлено доказательств лишения Попоудина А.Н. права владения спорным земельным участком, а также об отмене и или признании недействительными выше названных решений органов местного самоуправления о предоставлении истцу выше названного земельного участка, соответственно, пока не доказано иное, Попоудин А.Н. имеет право отыскивать защиту своих прав в отношении указанного земельного участка, в том числе в судебном порядке, в силу положений действующего законодательства.

В соответствии с со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В силу п. п. 1, 2 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 1, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 6 ст. 16 Закона ФЗ N 221-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Сведения о границах ранее учтенных земельных участков, кадастровый учет которых был проведен в установленном законом порядке до дня вступления в силу Закона ФЗ N 221-ФЗ о кадастре, не занесены в кадастр. Однако границы таких участков должны были быть определены в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 507, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 622 и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2130, действовавшими на момент их кадастрового учета только в виде графического отображения на чертеже (плане) границ земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.

Таким образом, земельный участок, как объект права, возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.

Границы земельного участка, как следует из анализа представленных в дело выписки из ЕГРН, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Актом отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ представителем отдела архитектуры Хостинского райисполкома г.Сочи инженером-геодезистом Чумаченко ИА. установлены границы земельного выше указанного участка предоставленного Попоудину А.Н. на местности.( л.д.13-14 т.1), при этом из данных акта отвода следует, что каких-либо геодезических координат и данных о характерных точках отведенного земельного участка в натуре, он не имеет.

В совокупности из выше изложенного суд приходит к выводу, что кадастровый учет указанного земельного участка истца произведен с присвоением кадастрового номера от ДД.ММ.ГГГГ в заявительном порядке, без установления точных границ указанного земельного участка.

Из представленной в дело выписки из ЕГРН ( л.д.78-144 т.1) суд установил, что земельный участок с кадастровым номером площадью 420793 кв.м. расположенный по адресу :<адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного производства, данные имеют статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений ЕГРН в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Краснодарского края.

В ЕГРН внесены сведения о точных установленных данных о границе указанного земельного участка ответчика.

Из анализа представленной в дело копии реестрового и кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером ( л.д.162-248 т.1, л.д.1-211 т.2) установлено, что указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в уточненных границах по заявлению правообладателя от ДД.ММ.ГГГГ.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

На основании части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

Определение пределов доказывания и степени достаточности доказательств является прерогативой суда.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из анализа объяснений стороны истца и представленных доказательств ( л.д.27-57 т.1) установлено, что по заказу Попоудина А.Н. кадастровым инженером Шмельц Н.В. проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером , которые указанным кадастровым инженером определены на местности исходя из фактических границ земельного участка и в соответствии с Актом отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ, при этом кадастровым инженером Шмельц Н.В. составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ в котором выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , который был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером были проведены на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Арефьевой И.В., некорректно, без учета границ земельного участка истца как смежного землепользователя, что подтверждается отсутствием в акте согласования подписи истца, а границы земельного участка истца были внесены в ГКН как ранее учтенные в 1991 году и должны были быть учтены при выполнении кадастровых работ по уточнению границ смежного земельного участка ответчика в 2007 году, что по доводам истца свидетельствует о наличии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения в размере 674 кв.м. на границы земельного участка с кадастровым номером , суд оценивает критически.

Так в акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ( л.д.48,49 т.1) отсутствует согласование с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером то есть Краснодарским краем.

Из анализа объяснений истца и представленных в дело доказательств суд установил, что в целях устранения реестровой ошибки истец ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику претензию с приложением правоустанавливающих документов, которая была вручена ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.26 т.1), а письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о том, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с уточненными границами и площадью на который зарегистрировано право собственности субъекта РФ – Краснодарского края. Сведениями о допущенной реестровой ошибке при формировании этого земельного участка Департамент не располагает.

Департамент указал, что согласно представленным документам по исправлению ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровым номером выявлено, что корректировка границ земельного с кадастровым номером приведет к уменьшению его учетной площади на которую зарегистрировано право собственности Краснодарского края, поэтому исправление реестровой ошибки, в случае ее наличия, возможно только в соответствии со ст.64 ЗК РФ в судебном порядке.( л.д.46-47 т.1)

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, с вязанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).

В собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса).

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю судам необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).

В спорный период критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определялись в Законе N 101-ФЗ и в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до ДД.ММ.ГГГГ определялось Законом N 101-ФЗ.

Согласно статье 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена статья 3.1, в которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе) лицам в целях выполнения ими своих функций.

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом достоверно установлены выше приведенные обстоятельства того, что точные границы земельного участка истца с кадастровым номером 23:49:0306004:3396 не устанавливались в 1991 г., вопреки доводам истца, а границы земельного участка были вынесены в натуру без установления точных геодезических его координат, а координаты не вносились в ГКН и до настоящего времени в ЕГРН отсутствуют сведения о точных границах этого земельного участка.

Вместе с тем в 2007 г. были произведены кадастровые работы в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0306004:2258, установлены его точные границы, данные о которых внесены в ЕГРН.

Из совокупности изложенного суд установил, что на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности субъекта РФ Краснодарского края в установленном порядке и это зарегистрированное вещное право в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

Согласно п.2 ст.8 настоящего Федерального Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).

В силу статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 этого закона, является межевой план, технический план или акт обследования. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

Не установление границ земельного участка влечет прекращение его как объекта права, поскольку признание границ земельного участка неустановленными, означает утрату характеристик, позволяющих определить часть земной поверхности в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ).

Признание границ земельного участка неустановленными, исключение из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка не является способом, предусмотренным законом, для исправления реестровой ошибки.

Доводы истца о том, что при установлении точных границ земельного участка ответчика не были учтены границы земельного участка истца, суд оценивает критически исходя из совокупности выше изложенного, поскольку судом достоверно установлено, что при установлении точных границ земельного участка и внесении данных о них в ЕГРН, не существовало установленных ранее этого кадастровых границ земельного участка истца, а доводы истца об обратном суд оценивает критически.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ).

Главным условием удовлетворения требования об исправлении реестровой ошибки является отсутствие спора о границах, то есть данным способом должны разрешаться вопросы исключительно технического характера.

Основаниями для исправления указанной ошибки являются представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки.

Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в названной статье Закона N 218-ФЗ, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Частью 1 статьи 43 этого же Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ которого выявлена реестровая ошибка.

Согласно части 1.1 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.

В то время как требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек. На основании судебного акта установленная граница вносится в ЕГРН.

При этом спор о границах земельных участков не может быть разрешен путем устранения кадастровой (реестровой) ошибки, поскольку предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в ЕГРН, наличие которой нарушает права истца, а юридически значимым обстоятельством при разрешении спора о границах является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ исходного земельного участка.

Таким образом, установление границ земельных участков и исправление реестровой ошибки являются самостоятельными (взаимоисключающими) способами защиты нарушенных прав, следовательно при разрешении споров установлению и проверке подлежит различный круг юридически значимых обстоятельств, что само по себе исключает возможность рассмотрения данных требований в рамках одного гражданского дела.

В то же время истец соединил в одном иске и требование о признании реестровой ошибки и требование считать данное решение суда основанием для внесения изменений в сведения в ЕГРН о местоположении границ спорных земельных участков по межевому плану подготовленному кадастровым инженером Шмельц Н.В., без истребования дополнительных документов, то есть требование об установлении точных границ земельного участка.

Для установления юридически значимых обстоятельств по делу судом назначена судебная землеустроительная экспертиза проведение которой поручено АНО «Сочинский Судебно-Экспертный Криминалистический Центр» ( далее по тексту АНО ССЭКЦ).

В дело представлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ Домарецкой А.С. АНО ССЭКЦ ( л.д.2-48 т.3).

Из указанного судебного экспертного заключения следует, что эксперт Домарецкая А.С. пришла к выводам о том, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером , то есть истца, не установлены на местности, а координаты и его площадь 1192,8 кв.м. экспертом установлены согласно акта отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ.

Эксперт Домарецкая А.С. пришла к выводу, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером не установлены на местности, поэтому определить правомерные координаты и площадь данного земельного участка не представляется возможным.

Эксперт Домарецкая А.С. пришла к выводу, что имеется пересечение правомерных границ, в соответствии с правоустанавливающими документами, земельного участка с кадастровым номером с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером , площадь наложения составляет 674,4 кв.м., что является реестровой ошибкой, а вариантом установления местоположения границ земельного участка истца с кадастровым номером и земельного участка ответчика с кадастровым номером , является внесение изменений в сведения ЕГРН о границах указанных земельных участков, а причиной выявленной реестровой ошибки является установление кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером картометрическим способом.

Из совокупного анализа экспертного заключения судебной экспертизы и других представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что указанное экспертное заключение суд не может принять во внимание в качестве полностью достоверного, а именно в части выводов о наличии реестровой ошибки, способе ее исправления, причины возникновения выявленной реестровой ошибки, оценивая его в этой части критически и принимая в качестве достоверного доказательства указанное экспертное заключение в части результатов обследования спорных земельных участков.

К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

В силу статьи 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в действующей в настоящее время редакции при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Экспертом при выполнении судебной экспертизы установлено, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0306004:3396, то есть истца, не установлены на местности, а координаты и его площадь 1192,8 кв.м. экспертом установлены только согласно акта отвода земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ в котором отсутствуют точные геодезические координаты этого земельного участка, а в ЕГРН и в ГКН не существовало и не существует в настоящее время в ЕГРН описания точных границ спорного земельного участка истца, что устраняет обоснованность экспертного заключения при установлении и описании фактических границ спорного земельного участка истца, а следовательно и выводов о наличии реестровой ошибки, причине ее возникновения и способе ее исправлении.

Фактически между истцом и ответчиком может иметь место спор о праве на земельный участок, что устраняет возможность разрешить спор избранным истцом ошибочно способом установления и исправлении реестровой ошибки.

В данном случае, исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что истцом не представлено достоверных, достаточных доказательств в подтверждении обоснованности и законности заявленных им требований о необходимости судебной защиты своего права избранным им способом путем установления наличия и исправления реестровой ошибки, а приведенные им доводы судом оцениваются критически, как не нашедшие своего подтверждения при совокупном анализе представленных в дело доказательств и применимых норм права, поэтому в совокупности с изложенным суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При распределении судебных расходов суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ к числу судебных расходов относится так же государственная пошлина.

Возмещение судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, и других признанных необходимыми расходов, на основании части первой статьи 98 и части первой статьи 100 ГПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу.

Поскольку судом отказано в удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований, то поэтому при вынесении решения не подлежат взысканию с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы в полном объему.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ 05.05.2023 ░..

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                               ░░░░░░░░ ░.░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

2-101/2023 (2-3514/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Попоудин Андриан Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Шмельц Наталья Викторовна
Администрация Барановского сельского округа г. Сочи
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Судья
Тимченко Ю.М.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2022Передача материалов судье
30.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2022Предварительное судебное заседание
31.03.2023Производство по делу возобновлено
31.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее