Дело № 33-4342/2023
УИД 36RS0006-01-2022-007895-27
Строка № 116г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2023г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ваулина А.Б.,
судей Безрядиной Я.А., Копылова В.В.,
при секретаре Вялых Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании впомещении Воронежского областного суда вгороде Воронеже по докладу судьи КопыловаВ.В.
гражданское дело № 2-217/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» к Иванову Василию Николаевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения и пени
по апелляционной жалобе ООО «Приоритет»
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 22 марта 2023г.,
(судья Клочкова Е.В.),
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «Приоритет» (далее – истец, управляющая компания) обратилось в суд с иском к Иванову В.Н. (далее – ответчик, потребитель, собственник, должник) овзыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения за период с01.10.2019 по 31.08.2022 в размере 130747,52 рубля, пени за период 22.11.2019 по 27.09.2022 в размере 29944,96 рубля, начислении процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке 8% годовых на сумму 130747,52 рубля начиная с 01.10.2022 за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства, с компенсацией расходов по уплате государственной пошлины в размере 4414 рублей, обосновав свои требования тем, что у истца вуправлении находится многоквартирный дом (далее – МКД), расположенный по адресу: <адрес>, в котором <адрес> на праве собственности принадлежит ответчику, не оплачивающему в течение длительного времени коммунальные услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность, требуемая к взысканию в судебном порядке (л.д.5-6).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 22.03.2023 указанные исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате тепловой энергии для отопления общего имущества за период с 01.10.2019 по 30.04.2022 в размере 17846,02 рубля, пени за период с 22.11.2019 по 27.09.2022 в размере 3979,16 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ на сумму 17846,02 рубля, начиная с 01.10.2022, за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательств ответчиком, с компенсацией расходов по уплате государственной пошлины в размере 854,75 рубля (л.д.180-185).
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить полностью как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определением имеющих для дела обстоятельств и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме (л.д.191-193).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бухтояров А.Д. настаивал на отмене решения районного суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам и удовлетворении иска о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги только за отопление, пени за на сумму задолженности, а также связанных с этим процентов за пользование чужими денежными средствами.
Представитель ответчика по ордеру адвокат Крючатов Р.В. настаивал на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявлено, что с учётом части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), позволяет рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьёй 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как то предусмотрено ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖКРФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖКРФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Исходя из требований п. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
На основании положений части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии сусловиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а приотсутствии таких условий и требований– всоответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГКРФ, другими законами или иными правовыми актами.
Изматериалов настоящего гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что ответчику направе собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, т.е. в спорном МКД, управление которым осуществляет истец на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом № 3 от 13.09.2019 (л.д. 22-51, 95).
Обстоятельства и правовые последствия указанного решения внеочередного собрания собственников помещений МКД лицами, участвующим в деле не оспариваются.
В обоснование возражений относительно взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг за спорный период ответчиком представлены: постановление главы администрации Центрального района г. Воронежа от 28.03.2003 № 453 об утверждении акта приёма в эксплуатацию перепланированной <адрес>; справка ППК «Роскадастр» от 12.12.2022 № 15 (л.д. 108, 116).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, в том числе, с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции пришёл к выводу, что собственник жилого помещения обязан производить оплату коммунального ресурса (тепловой энергии) исключительно для отопления общего имущества, поскольку имеются сведения об отключении квартиры от общедомовых сетей теплоснабжения ввиду произведённой реконструкции жилого помещения и его последующего оборудования индивидуальными электрическими отопительными приборами.
Врассматриваемом случае решение районного суда неотвечает требованиям части 1 статьи 195 ГПК РФ и подлежит отмене полностью ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильного применения норм материального и процессуального права (пп. 3 и 4 ч.1 ст.330ГПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В п. 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» МКД - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491)), с помощью которой, в многоквартирном жилом доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (примечания к пункту 3.18 ГОСТа Р 56501-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», утверждённого и введённого в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы (исключительно в совокупности с согласованием соответствующего переустройства и последующим использованием альтернативного источника тепла), а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Согласно абзацу 1 статьи 84 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период перепланировки жилого помещения ответчика, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры, допускались лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Однако, материалы дела не содержат соответствующего разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на демонтаж (переустройство) индивидуальных нагревательных приборов системы отопления квартиры, а лишь имеется акт межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию <адрес> от 28.03.2003 № 50, согласно которому перепланированная квартира №, принадлежащая на праве собственности ИвановуВ.Н. принята в эксплуатацию (л.д.149).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П).
В силу пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
С учётом вышеуказанных норм права переоборудование, переустройство системы внутриквартирного отопления путём демонтажа радиаторов отопления, либо установки индивидуальных отопительных приборов, без обязательного разрешения (согласования) уполномоченных органов и доказательств, подтверждающих соответствие такого переоборудования нормативным требованиям и проектной документации, не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потреблённые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок содержания общего имущества многоквартирных жилых домов и предоставления потребителям коммунальных услуг определён Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), Правилами № 354, Правилами № 491.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 6 Правил № 491 внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включена в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживание которой отнесено к компетенции управляющей организации.
Пунктами 5.2.1, 5.2.4, 5.2.9, 5.2.12 Правил № 170 на организацию, осуществляющую обслуживание общедомовой системы центрального отопления возложена обязанность поддерживать оптимальную (не ниже допустимой) температуру воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; осуществление контроля за исправным состоянием системы отопления и своевременного устранения неисправностей и повлекших их причин, учитывать выявленные дефекты в системе отопления должны при подготовке системы к следующему отопительному сезону, систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.
В соответствии подп. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.ч. 1 и 2 ст. 36).
Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил № 354).
Отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2019 год, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
Сам по себе демонтаж (отключение от централизованной системы) приборов отопления горячей водой в квартире истца с переходом на индивидуальную электрическую систему отопления квартиры не свидетельствует о том, что тепловая энергия от системы центрального отопления истцом не потребляется, поскольку в данном случае тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая как индивидуально квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом. Освобождение истца от оплаты коммунальной услуги по отоплению квартиры при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не соответствует нормам действующего законодательства, повлечёт необоснованное освобождение истца от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за её потребление.
Исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, и, установив тот факт, что жилое помещение являлось отапливаемым в период, за который были произведены начисления за отопление, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик как владелец квартиры являлся пользователем услуг по отоплении, а потому требования управляющей организации подлежат удовлетворению в полном объёме, в связи с чем в пользу истца с Иванова В.Н. подлежит взысканию задолженность по оплате за коммунальную услугу по отоплению за требуемый период с 01.10.2019 по 31.08.2022 в размере 130747,52 рубля.
Относительно размера штрафных санкций (пени) судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений» (далее - постановление Правительства № 424) до 01.01.2021 приостановлено действие положений законодательства, предоставляющих право исполнителя коммунальных услуг взыскивать с потребителя штрафные санкции за несвоевременное внесение платы, также приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесенных не в полном размере платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, - не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку они основаны на неверном толковании разъяснений, содержащихся в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).
В указанном Обзоре разъяснено, что пунктом 5 Постановления № 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчётного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Из указанных разъяснений следует, что ответчик освобождён от уплаты пени за период с 06.04.2020 до 01.01.2021, несмотря на то, что основной долг по коммунальной услуги по отоплению образовался ранее.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - постановление Правительства №497), вступившим в силу с 01.04.2022, сроком на 6 месяцев введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении должников - юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Введённый мораторий распространяется на всех лиц.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в том числе не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, запрет на применение финансовых санкций не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии, ни от наличия со стороны ответчика возражений относительно начисления неустойки.
Одновременно с этим в пункте 8 «Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021) разъяснено, что в силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз.5 и 7 - 10 п. 1 ст. 63 названного Закона. В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз.10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, штрафные санкции не начисляются только в период действия моратория и только те, которые подлежали начислению за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются.
Таким образом, по состоянию на дату принятия решения судом апелляционной инстанции действует прямой законодательный запрет на начисление штрафных санкций с 06.04.2020 до 01.01.2021, с 01.04.2022 по 30.09.2022 и присуждение судом пени (неустойки) за указанные периоды в пользу истца за счёт ответчика в настоящем деле юридически исключается.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены к взысканию пени за период с 22.11.2019 по 27.09.2022, однако с ответчика в его пользу подлежат взысканию пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению жилого помещения за период с 22.11.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 30.03.2022.
Истцом судебной коллегии представлен уточнённый расчёт пени, размер которых с учётом мораторных периодов составляет, по апеллянта, 13684,82 рубля, что не оспорено как-либо процессуальным оппонентом.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2000 № 263-О, разъяснений в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» и в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» судебная коллегия не находит оснований для её снижения требуемых поставщиком коммунальной услуги штрафных санкций.
Вместе с этим, оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке 8% годовых на сумму 130747,52 рубля, начиная с 01.10.2022 за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательств не имеется, поскольку возникшие между сторонами правоотношения регулируются специальными нормами жилищного законодательства об оплате коммунальных услуг, а равно основаниях и порядке взыскания штрафных санкций за неисполнение этой обязанности, и отсутствуют основания для применения к данным правоотношениям положений гражданского законодательства.
При принятии такого решения судебная коллегия также учитывает, что в силу пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено. Например, не допускается увеличение размера неустоек, установленных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременное и/или неполное внесение лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 329 ГПК РФ в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные внастоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
ООО «Приоритет» при обращении в суд с иском уплачена государственная пошлина в размере 4414 рублей (л.д. 4).
Поскольку исковые требования о взыскании задолженности при цене иска 160692,48 рубля удовлетворены частично, в размере (130747,52+13684,82=) 144432,34 рубля, т.е. на 89,88%, постольку в соответствие со ст. 98 ГПК РФ уплаченная при подаче иска государственная пошлина подлежит взысканию с проигравшего судебный спор ответчика в пользу истца в размере (4414*89,88% =) 3967,30 рубля.
По иным основаниям и другими участвующими в деле лицами решение суда не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328–330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 22 марта 2023 г. отменить, приняв по делу новое решение
Иск ООО «Приоритет» к Иванову В.Н. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по отоплению, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с Иванова Василия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу ООО «Приоритет» (ИНН 3662103451) задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения за период с 01 октября 2019 г. по 31 августа 2022 г. в размере 130747 (сто тридцать тысяч семьсот сорок семь) рублей 52 копейки, пени за несвоевременную оплату коммунальные услуги по отоплению жилого помещения за период с 22 ноября 2019 г. по 05 апреля 2020 г., с 01 января 2021 г. по 27сентября2022 г. в размере 13684 (тринадцать тысяч шестьсот восемьдесят четыре) рубля 82 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4414 (четыре тысячи четыреста четырнадцать) рублей.
В остальной части иска ООО «Приоритет» к Иванову В.Н. - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 июля 2023 г.