Председательствующий: Симахина О.Н. Дело № <...>
<...>
УИД: <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Дьякова А.Н., Поповой Э.Н.,
при секретаре Фисенко Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании 05 апреля 2021 г. дело по апелляционной жалобе представителя ТСЖ «Левобережный-11» - Щербакова В.И. на решение Кировского районного суда г.Омска от <...>, которым постановлено:
«Уточненные исковые требования прокурора Кировского административного округа <...> - удовлетворить.
Возложить на ТСЖ «Левобережный-11» обязанность в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры к размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации за <...> год в соответствии с разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № <...> и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <...> № <...>/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в отношении многоквартирного <...>: об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о перечне предоставляемых коммунальных услуг, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о результатах (решениях) таких собраний, информация об отчетности товарищества за <...> год.
Взыскать с ТСЖ «Левобережный-11» в доход бюджета <...> государственную пошлину в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Кудря Т.Л., пояснения представителя ТСЖ «Левобережный-11» Скиданова Д.А., поддержавшего жалобу; прокурора Бородич А.С., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского АО <...>, действующий в интересах неопределенного круга лица, обратился в суд с иском к ТСЖ «Левобережный-11» об устранении нарушений законодательства, в обоснование требований указав, что ТСЖ «Левобережный-11», осуществляющее управление многоквартирным домом № <...> по <...>, на сайте www.dom.gosuslugi.ru не размещена информация за 2019 год в соответствии с разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № <...> и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <...> № <...><...> «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в отношении указанного многоквартирного дома: об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о перечне предоставляемых коммунальных услуг, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о результатах (решениях) таких собраний, об отчетности ТСЖ «Левобережный-11» за <...> год, в связи с чем <...> ТСЖ «Левобережный-11» внесено представление № <...> об устранении нарушений законодательства. Поскольку в настоящее время указанная информация не размещена на сайте www.dom.gosuslugi.ru, прокурор просил возложить на ответчика обязанность разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства данную информацию за <...> год, взыскать с ответчика государственную пошлину.
Уточнив заявленные требования, прокурор просил возложить на ТСЖ «Левобережный-11» обязанность принять меры к размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации за 2019 год в соответствии с разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 74 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. № 114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в отношении многоквартирного <...>: об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о перечне предоставляемых коммунальных услуг, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о результатах (решениях) таких собраний, информация об отчетности товарищества за <...> год.
Определением судьи Кировский районный суд г. Омска от <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Омской области.
Старший помощник прокурора Кировского АО города Омска - Краузина Л.А в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ТСЖ «Левобережный-11» - Скиданов Д.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что обязанность размещения обозначенной информации на официальном сайте ГИС ЖКХ ответчик не отрицает. Однако размещению препятствует обстоятельства непреодолимой силы, а именно: настройка сайта не позволяет разместить информацию. <...> фактически состоит из нескольких разных строений, однако имеет один адрес, в связи с чем при попытке разместить необходимые сведения в системе возникает ошибка из-за ранее размещенной другим ТСЖ информации.
Представитель привлеченной к участию в деле Государственной жилищной инспекции Омской области по доверенности Кулишкин М.Ю. в судебном заседании пояснил, что мерами, направленными на размещение информации может являться, в том числе обращение ответчика в службу поддержки Государственной информационной системы ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ «Левобережный-11» - Щербаков В.И. просит решение суда отменить. Указывает, что в материалах дела имеются доказательства того, что к моменту вынесения судом обжалуемого решения ответчик принял меры к размещению необходимой информации в ГИС ЖКХ. Суд не вправе был принимать уточненные исковые требования, так как в результате таких уточнений изменилось основание и предмет иска. При этом уточненные исковые требования не являются требованиями, направленными на защиту нарушенных прав и законных интересов, прокурор не вправе обращаться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц в рамках правоотношений по управлению многоквартирным домом. Считает неправомерным отказ суда в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, заявленного ответчиком после принятия судом уточненных исковых требований. Указывает, что резолютивная часть решения суда не содержит указания на конкретные действия, которые ответчик обязан совершить для исполнения постановленного решения.
В возражениях прокурор КАО г. Омска полагает решение законным и обоснвоанным.
Лица, участвующие в деле, о разбирательстве дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно положениям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по указанному адресу: № <...> <...> <...> осуществляет ТСЖ «Левобережный-11» (л.д. 26-28).
По результатам проверки и мониторинга сайтаwww.dom.gosuslugi.ru прокуратурой Кировского АО г. Омска установлено неразмещение ТСЖ «Левобережный-11» информации за <...> год в соответствии с разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № <...> и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <...> № <...>/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в отношении многоквартирного <...>: об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о перечне предоставляемых коммунальных услуг, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о результатах (решениях) таких собраний, об отчетности ТСЖ «Левобережный-11» за <...> год.
<...> заместителем прокурора Кировского АО г.Омска – Филатовым С.Ю. в адрес ТСЖ «Левобережный-11» внесено представление № <...> с требованием безотлагательно принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства. При этом указано, что выявленные нарушения жилищного законодательства влекут нарушение прав граждан, поскольку неисполнение ТСЖ «Левобережный-11» обязанности по размещению информации о деятельности товарищества в сфере управления многоквартирными домами препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. Причинами выявленных нарушений явились ненадлежащее исполнение отдельными должностными лицами ТСЖ «Левобережный-11» своих обязанностей, а также отсутствие должного контроля в указанном направлении деятельности со стороны руководства товарищества (л.д. 20-23).
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывал, что до настоящего времени на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационной сети «Интернет» необходимая информация не размещена.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, установив срок для устранения допущенных ответчиком нарушений, равный одному месяцу со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд указал, что в материалы дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих невозможность устранения выявленных нарушений, равно как и доказательств принятия мер, направленных на их устранение, а также наличия каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в будущем.
С приведенными выводами суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 368/691/пр от 29 сентября 2015 г., утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 114/пр от 29 февраля 2016 г. установлена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно части 18 статьи 7 вышеуказанного закона, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Как следует из приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
Как следует из пояснений представителя ответчика ТСЖ «Левобережный-11» - Скиданова Д.А., причиной неразмещения необходимой информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в сети «Интернет» явилось отсутствие соответствующей настройки сайта. <...> фактически состоит из нескольких строений, управление каждым из них осуществляют разные юридические лица, в связи с чем при попытке разместить необходимые сведения в системе возникает ошибка из-за ранее размещенной на сайте информации иной управляющей компанией дома.
Поскольку ответчиком ТСЖ «Левобережный-11» не была размещена в ГИС ЖКХ соответствующая информация, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в уточненной редакции.
Согласно представленному в материалы дела ответа Государственной жилищной инспекции Омской области от <...>, ТСЖ «Левобережный-11» с заявлением о невозможности внесения изменений в систему ГИС ЖКХ в отношении многоквартирного <...> области не обращалось.
Кроме того, решением Арбитражного суда Омской области от <...> в рамках дела № <...> по заявлению ТСЖ «Успешный 20» к Государственной жилищной инспекции Омской области о признании предписания № <...> от <...> недействительным установлено, что объект, расположенный по адресу: <...> <...>, не является единым строением, а представляет собой три рядом расположенных отдельных здания. Данный факт следует из экспертного заключения ООО «Центр судебной экспертизы и оценки» № <...> от <...> проведенного в рамках указанного дела (л.д. 54-57).
Решением Арбитражного суда Омской области от <...> по делу № <...> подтверждается, что многоквартирный дом, состоящий из трех разных строений, фактически находится в управлении трех разных компаний – ТСЖ «Левобережный-11», ТСЖ «Успешный 20», ООО «ЖКО Парковый».
При этом все 3 строения имеют один почтовый адрес.
Соответственно ТСЖ «Левобережный-11» в пределах управления соответствующим строением обязан был разместить установленную законом информацию в сети «Интернет».
Протокол осмотра доказательств, составленный <...> нотариусом нотариального округа г.Омска Черненко А.Г., зарегистрированный в реестре за № <...><...> (л.д. 36-39), которым зафиксирована интернет-страница с сайта ГИС ЖКХ, не является доказательством принятых ответчиком мер по размещению информации.
Ссылки на отсутствие необходимых настроек в системе не свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы, о которых заявлено ответчиком.
Судом установлено, что одной из мер по исполнению установленной законом обязанности может быть обращение на портал системы ГИС ЖКХ в службу поддержки Государственной информационной системы.
Таких обращений ответчиком не предпринималось.
Кроме того, ответчик вправе инициировать рассмотрение общим собранием вопроса об изменении адреса.
В случае возникновения неясностей при исполнении решения возникшие вопросы подлежат рассмотрению в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Довод жалобы об изменении прокурором оснований и предмета иска основан на ошибочном толковании материальных требований.
Доводы ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с указанным иском, отклоняются как необоснованные.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку предусмотренная Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информация о деятельности по управлению многоквартирными домами носит публично-правовой характер, прокурор обоснованно обратился в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском.
Судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку обязанность по раскрытию информации по управлению многоквартирным домом возложена на ответчика законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом оценены все имеющиеся в материалах дела доказательства, решение суда содержит мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, а также содержит ссылки на положения закона, которыми суд руководствовался. Содержание решения соответствует требованиям, изложенным в статье 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░-11» - ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░