№ 2-1-990/2024
64RS0007-01-2024-001752-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2024 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Тарараксиной С.Э.,
при секретаре Преснякове С.А.,
с участием представителя истца по доверенности Казанцевой А.В.
ответчика Шевцовой О.Д.
адвоката Дубровиной С.Ю.
представителя комитета по ЖКХ Балашовского муниципального района по доверенности ФИО6
представителя административной комиссии Балашовского муниципального района по доверенности ФИО7
помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям к ФИО2 о взыскании вреда, причиненного почвам на земельном участке,-
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям обратились в суд к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 808 926 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям из администрации Балашовского муниципального района поступили сведения о нарушении ФИО2 обязательных требований земельного законодательства на территории земельного участка по адресу: <адрес>. На территорию земельного участка, а также территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, осуществлен ввоз строительного мусора неизвестного происхождения в большом объеме, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истцом без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования территории земельного участка с кадастровым номером 64:41:410283:11, а также прилегающего к нему участка, государственная собственность на который не разграничена, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту обнаружен сброс на почву отходов производства и потребления в виде несанкционированной свалки отходов, образующей навалы. Постановлением административной комиссии Балашовского муниципального района № А-227/2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории <адрес>». Согласно заключению филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещенные отходы отнесены к IV опасности. Претензия о возмещении размера причиненного окружающей природной среде ущерба, который составил 808 926 рублей, осталась без внимания, в связи с чем обратились в суд.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям по доверенности ФИО5 поддержала заявленные требования в полом объёме, выдвигая в их обоснование, изложенные в иске доводы.
Ответчик ФИО2, адвокат ФИО14 исковые требования не признали по обстоятельствам изложенным в возражении.
Представитель комитета по ЖКХ Балашовского муниципального района по доверенности ФИО6 не возражала против заявленных истцом требований, в дополнении указала, что на дату рассмотрения дела ФИО2 строительный мусор вывезен не в полном объёме.
Представитель административной комиссии Балашовского муниципального района по доверенности ФИО7 просил удовлетворить требования заявленные Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям.
Третье лицо администрация Балашовского муниципального района <адрес>, о дне слушания извещена надлежащим образом, не обеспечила явку своего представителя.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, анализируя в совокупности, имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:41:410283:11, площадью 619 кв. м, с категорией земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Согласно Приказ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям" Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, сокращенное наименование - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Саратовской и Пензенской областей (п. 1).
Согласно п. 4.65 Положения Межрегионального управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу статьи 51 (пункт 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и статьи 22 (пункт 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших сведений администрации Балашовского муниципального района <адрес> о нарушении ФИО2 обязательных требований земельного законодательства на территории земельного участка, Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования территории земельного участка с кадастровым номером 64:41:410283:11, а также прилегающего к нему участка, государственная собственность на который не разграничена, проведена проверка, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обнаружен сброс на почву отходов производства и потребления в виде несанкционированной свалки отходов, образующей навалы. Поверхность почв перекрыта местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления ( навал 49 метров, ширина 17 метров, средняя высота 0,9 метра, площадь перекрытия 833 кв.м.)
Постановлением административной комиссии Балашовского муниципального района № А-227/2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории <адрес>».
Постановление не обжаловалось.
Согласно заключению филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещенные ФИО2 отходы по установленному морфологическому составу отнесены к IV опасности, на основании протоколов отбора проб (образцов) №-Т-О, 525-О от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов лабораторных исследований (испытаний) и измерений №Т\23-О, 1484/23-О от ДД.ММ.ГГГГ.
Химический анализ вытяжки грунтов с включением строительных отходов, не исследовался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пунктом 2 Правил № места накопления (площадка) отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 216 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предусмотрено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Согласно пункту 218 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 условия накопления определяются классом опасности отходов. Накопление промышленных отходов IV класса опасности допускается навалом, насыпью, в виде гряд. При этом в пункте 223 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 сказано, что отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 ЗК РФ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 указанного закона "Об охране окружающей среды", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из показания свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11., ФИО12, допрошенных в судебном заседании, действительно на протяжении продолжительного времени, на земельном участке по адресу: <адрес> прилегающем земельном участке на въезде к земельному участку ФИО2 проводились земляные работы, связанных с завозом, размещением и планировкой земельного участка отходами (строительным материалом). Строительный мусор привозился с разрушенных строений Слюдокомбината. Производство работ требовалось по необходимости разрушения строения на земельном участке, строительный мусор от разрушения которого также складировался также на земельном участке, в дальнейшем вывезен. В настоящее время, по показаниям свидетелей, участок очищен от строительного мусора.
Согласно представленной к исследованию суду комитетом по ЖКХ Балашовского муниципального района видеосъемки, и показаний представителя истца по доверенности ФИО5 в границах собственного земельного участка ФИО2 строительный мусор действительно убран, между тем, остатки перемешены с землей, тем самым уничтожены, перекрытия почвенно-растительного плодородного слоя на территории земельного участка с кадастровым номером 64:41:410283:11, а также прилегающего к нему участка, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем в части уничтожения и перекрытия плодородного слоя почвы применена Методика исчисления вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") (пункт 5)).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (п. 7 Постановление Пленума №).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что причиненный окружающей среде вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).
Таким образом, одним из условий привлечения ответчика к гражданской правовой ответственности в виде взыскания компенсации за причинение вреда окружающей среде является сам факт причинения вреда.
Общий размер ущерба, причиненный почвам земельного участка с кадастровым номером 64:41:410283:11, а также прилегающего к нему участка, государственная собственность на который не разграничена, на общей площади 833м.кв. составил 808 926 рублей.
Согласно пункту 8 указанной Методики, если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшихся негативному воздействию, то в расчетах используется, величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением, коэффициент дефлятор и такса.
При производстве расчета применен показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, поскольку как усматривается из материалов дела категория земельных участков с кадастровыми номерами 64:41:410283:11 - земли населенных пунктов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также в п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно пп. 13 и 17 постановления Пленума N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Указанная правовая позиция отражена в п. 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2021) от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит установленным факт нарушения природоохранного законодательства, причинно - следственную связь между действиями ФИО2 и последствиями порчи земли отходами IV класса опасности (строительным мусором), а поэтому полагает необходимым возложить ответственность за порчу земли на собственника земельного участка ФИО2
Суд, анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, учитывая материальное положение ответчика, в том числе наличие на иждивении несовершеннолетних детей, учитывая характер спорных правоотношений, полагает возможным определить возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ, что является основанием к удовлетворению требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Устанавливая срок исполнения возложенных решением суда обязанностей по производству рекультивации нарушенных земель и представлению после завершения рекультивации управлению документацию в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд исходит из требований разумности и объема необходимых для выполнения работ.
Руководствуя ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 833 ░░.░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 64:41:410283:11, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░