Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2021 года <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Гордиенко О.А., изучив в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО4»,
установил:
В Центральный районный суд <адрес> Республики Крым ОВМ ОП № «Центральный» УМВД России по <адрес> поступил протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО3».
Изучив материалы дела об административном правонарушении в порядке подготовки, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствие протокол об административном правонарушении может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Вместе с тем, из представленных административным органом материалов следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данная позиция также применима при направлении лицам, участвующих в деле об административном правонарушении, извещений о составлении протокола об административном правонарушении.
В административном материале сведения о том, что на момент составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОВМ ОП № «Центральный» протокола об административном правонарушении ООО «ФИО5» в лице законного представителя было надлежащим образом извещено о дате и месте его составления, отсутствуют.
Так, к административному материалу приложена почтовая квитанция и опись вложения почтового отправления, свидетельствующие о направлении директору ООО «ФИО6» ФИО2 извещения о прибытии для составления протокола. Однако, документы, подтверждающие вручение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, данного извещения, равно как и документов, свидетельствующих о невозможности получения почтового отправления по вине адресата, представленные суду материалы не содержат.
Следует обратить внимание должностного лица органа по вопросам миграции, что в соответствии с положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, направляя извещение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица его законному представителю, в данном случае ФИО2, следует убедиться в наличии у данного лица на момент направления извещения соответствующих полномочий.
Данные сведения могут быть получены, в частности, из Единого государственного реестра юридических лиц, который находится в открытом доступе в сети «Интернет». Однако данные сведения в административном материале отсутствуют, соответствующей выписки из ЕГРИП в административном материале не имеется.
Кроме того, представленные материалы не содержат сведений о том, что должностным лицом были предприняты все необходимые меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и месте составления протокола, в том числе посредством телефонограммы. При этом в материалах дела имеются данные о контактном номере телефона привлекаемого к ответственности лица.
Более того, в представленных материалах отсутствует и само извещение о составлении протокола, адресованное ООО «ФИО7», несмотря на то, что данный документ поименован в описи. Данные обстоятельства не позволяют суду убедиться в содержании извещения и верности, указанных в нем даты, времени и места составления протокола.
Исходя из указанного выше, составление ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не соответствует требованиям процессуального закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако административный материал не содержит данных о направлении и вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копии протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья при выявлении неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеющие место недостатки в процедуре оформления протокола об административном правонарушении, а также в оформлении иных материалов, что препятствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, суд полагает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в орган (должностному лицу), их составившему, для надлежащего оформления.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4, статьей 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –
определил:
протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО8», возвратить в ОВМ ОП № «Центральный» УМВД России по <адрес> для надлежащего оформления.
Судья подпись О.А. Гордиенко