Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2023 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
с участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре Софоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела №2-547/2023 по иску Администрации городского округа Сызрань к Епифановой Л.Ф. об изъятии жилого помещения путем его выкупа, признании права собственности, выселении из жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд к ответчику Епифановой Л.Ф. с вышеназванным иском, в котором просит:
- изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес> путем его выкупа у Епифановой Л.Ф. с выплатой возмещения в размере 1 729 354 руб.
- обязать Епифанову Л.Ф. заключить с Администрацией г.о. Сызрань Соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение – квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес> определив размер возмещения – 1 729 354 руб., в том числе: 1 642 886,30 руб. – средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета, 86 467,70 руб. - средства бюджета муниципального образования г.о. Сызрань;
- прекратить право собственности за Епифановой Л.Ф. на квартиру, общей площадью 49,8 кв.м., кадастровый № ***, расположенную по указанному выше адресу;
- признать право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * *.м., кадастровый № ***, расположенную на 2 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>,
- выселить Епифанову Л.Ф. из спорного жилого помещения, с последующим снятием с регистрационного учета.
В обоснование иска истец указал, что Епифанова Л.Ф. является собственником жилого помещения (квартира) № *** общей площадью * * * кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу согласно Постановлению Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 02.06.2021 № 1298 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в таких доме» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего Ответчику.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Размер возмещения за изымаемую Квартиру определен в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и составляет 1 729 354 руб., в том числе: 1 642 886,30 руб. - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета, 86 467,70 руб. - средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань. Однако соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение с Ответчиком до настоящего времени не достигнуто.
В судебном заседании представитель истца – Администрации г.о. Сызрань по доверенности Максимова Ю.Э. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик – Епифанова Л.Ф. исковые требования в части изъятия жилого помещения признает, но не согласна с размером выкупной стоимости квартиры. В связи с чем, просит суд определить размер выкупной стоимости жилого помещения согласно представленному ею отчету № *** от <дата>, составленного независимым оценщиком ФИО7
В судебном заседании представитель третьего лица – Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО6 иск Администрации поддержала.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по строительству архитектуры Администрации г.о. Сызрань не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста - ФИО7 пояснила, что по заказу Епифановой Л.Ф. был составлен Отчет об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Дополнила, что был произведен осмотр объекта недвижимости. При составлении отчета об оценке учитывалось состояние квартиры и применялись аналоги жилых помещений на дату составления отчета. Указала, что рыночная стоимость спорного жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с изъятием и переездом, а также стоимость непроизведенного капитального ремонта. Дополнила, что разница рыночной стоимости спорного жилого помещения с отчетом, представленном Администрацией г.о. Сызрань связана с ростом цен на жилые помещения.
Суд, заслушав стороны, специалиста, заключение прокурора, полагавшего, что иск Администрации г.о. Сызрань подлежит удовлетворению в части, где жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа, однако, денежное возмещение должно быть определено исходя из отчета представленного стороной ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, что Епифанова Л.Ф. является собственником жилого помещения (квартиры), площадью * * * кв.м., с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись государственной регистрации права № *** от <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №№ ***
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 вышеназванного Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** установлена дата отселения граждан из многоквартирного жилого дома в срок до 2015 года.
На основании Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179, постановлением Администрации городского округа Сызрань от 08.04.2019 N 829 (с изменениями согласно Постановлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 16.12.2021 N 3270) утверждена Адресная программа городского округа Сызрань "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года».
В Адресной программе г.о. Сызрань Переселения граждан из аварийного жилищного фонда, указанный выше многоквартирный дом обозначен под номером - 15.
<дата> Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, изъят для муниципальных нужд.
Установлено также, что в адрес Епифановой Л.Ф. КСиА Администрации г.о. Сызрань было направлено уведомление, в котором сообщалось о наличии права Епифановой Л.Ф. на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, с приложением проекта Соглашения об изъятии квартиры, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенной по адресу: <адрес>.
Соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение между истцом и ответчиком до настоящего времени не достигнуто, в связи с чем Проект соглашения не был подписан сторонами.
Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Исходя из приведенной правовой нормы, в случае, когда собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 7 статьи 32 ЖК РФ определено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В обоснование заявленных требований в части размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размере 1 729 354 руб., истцом Администрацией г.о. Сызрань представлен отчет ООО «ПрофОценка» об определении стоимости (размера возмещения) за жилое помещение № *** от <дата>.
Не согласившись в размером возмещения (1 729 354 руб.) за изымаемое жилое помещение Епифанова Л.Ф. представила Отчет об оценке независимого оценщика ФИО7 № *** от <дата>.
Согласно, представленному Администрацией г.о. Сызрань отчету ООО «ПрофОценка» № *** от <дата> об определении стоимости (размера возмещения) за жилое помещение, стоимость (размер возмещения) за жилое помещение площадью * * * кв.м., этаж № ***, расположенное по адресу: <адрес> составляет 1 729 354 руб. и включает: рыночную стоимость жилого помещения – 1 081 556 руб.; убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием - 23 400 руб.; рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество – 123 360 руб.; стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома – 501 038 руб.
Согласно, представленному Епифановой Л.Ф. отчету № *** от <дата> об оценке рыночной стоимости квартиры, доли в праве общей долевой собственности на земельный участок * * * доля) и убытков в связи с изъятием квартиры, рыночная стоимость объекта оценки составляет 2 539 136 руб., и включает: рыночную стоимость жилого помещения – 1 660 000 руб.; рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество – 108 521 руб. и 6 692 руб.; убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с изъятием и переездом – 47 400 руб., стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома – 716 523 руб.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные сторонами в качестве доказательств размера возмещения за жилое помещение Отчеты ООО «ПрофОценка» № *** от <дата>, независимого оценщика ФИО7 № *** от <дата>, суд приходит к выводу о том, что отчет независимого оценщика ФИО7 № *** от <дата> в полной мере является допустимым и достоверным доказательством установления размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку выполнен на момент рассмотрения дела судом с соблюдением правил, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирных дом, и стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома, что также соответствует разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца об изъятии у Епифановой Л.Ф. принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения – квартиры, общей площадью * * * кв.м., расположенной по адресу: <адрес> выплатой возмещения в размере 1 729 354 руб., подлежат удовлетворению в части, а именно в размере 2 539 136 руб. в соответствии с отчетом независимого оценщика ФИО7 № *** от <дата>.
Как было указано выше Постановлением Правительства Самарской области от <дата> № *** утверждена Государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>".
<дата> между Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области.
<дата> Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области от <дата>.
Согласно п. 1.3. Дополнительного соглашения пункт 2.1 раздела «2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» Соглашения изложен в следующей редакции: «п. 2.1. Общий объем субсидии, предусмотренный к предоставлению из областного бюджета, составляет: в 2022 году 1 147 567 162,36 руб., в 2023 году 172 142 786,84 руб.».
Согласно п. 1.5. Дополнительного соглашения, подпункт 2.2.2. Соглашения дополнен следующим содержанием: Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках 4 этапа Адресной программы исходя из следующего процентного соотношения:
95% - средства Фонда и областного бюджета, 5% - средства местного бюджета Муниципального образования.
Финансирование, в том числе авансовых платежей, исполнения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.».
При таких обстоятельствах, стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общем размере 2 539 136 руб. подлежит взысканию в следующем процентном соотношении: 5% за счет местного бюджета – 126 956,8 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 2 412 179,2 руб.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что соблюдение предусмотренной ч.ч. 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним (ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) (п. 20).
Из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Изъятие помещения, является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у него отсутствует право на изъятие путем выкупа жилых помещений, расположенных на данном участке.
Поскольку в ходе судебного разбирательства был подтвержден факт признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также последующее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации г.о. Сызрань к Епифановой Л.Ф. об изъятии спорного жилого помещения путем его выкупа у Епифановой Л.Ф., прекращении права собственности Епифановой Л.Ф. на спорное жилое помещение и признании права собственности на спорное жилое помещение за Администрацией г.о. Сызрань подлежат удовлетворению.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Судом установлено, что в спорной квартире проживает и фактически ею пользуется только ответчик Епифанова Л.Ф.
Руководствуясь положениями статьи 292 ГК РФ, а также учитывая, что в связи с изъятием для муниципальных нужд спорного жилого помещения, путем его выкупа, право собственности ответчика Епифановой Л.Ф. прекращено, суд приходит к выводу, что Епифанова Л.Ф. утратила право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, что в свою очередь в соответствии с подп. "е" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 года, является основанием для выселения ответчика Епифановой Л.Ф. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, с последующим снятием с регистрационного учета по данному адресу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации г.о. Сызрань - удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд жилое помещение - квартиру, общей площадью * * *.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>, путем ее выкупа у Епифановой Л.Ф., <дата> года рождения (паспорт серии * * *) с выплатой денежного возмещения в размере 2 539 136 руб. в том числе: 5% за счет местного бюджета – 126 956,8 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 2 412 179,2 руб.
Обязать Епифанову Л.Ф., <дата> года рождения (паспорт серии * * *) заключить с Администрацией г.о. Сызрань Соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>, определив размер возмещения – 2 539 136 руб. в том числе: 5% за счет местного бюджета – 126 956,8 руб., 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 2 412 179,2 руб..
Прекратить право собственности Епифановой Л.Ф., <дата> года рождения (паспорт серии * * *) на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью * * * кв.м., кадастровый № ***, расположенную по адресу: <адрес>.
Выселить Епифанову Л.Ф., <дата> года рождения (паспорт серии * * *) из жилого помещения, квартиры расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, с последующим снятием с регистрационного учета по данному адресу.
.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2023 года.
Судья: Сорокина О.А.