Судья Мордвинов А.П. Дело № 33-8702/2018
2.164г
Красноярский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гареевой Е.Б.
судей Петрушиной Л.М., Авходиевой Ф.Г.
при секретаре Альбрант А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Петрушиной Л.М. гражданское дело по исковому заявлению Метельской Людмилы Павловны к ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнергосбыт», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий, предписаний, требований в сфере энергоснабжения, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Метельской Л.П.
апелляционной жалобе ПАО «МРСК Сибири-«Красноярскэнерго» Провоторовой А.В.
на решение Манского районного суда Красноярского края от 31 января 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Метельской Людмилы Павловны к ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнергосбыт» - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнерго» в неопломбировке прибора учета электроэнергии, установленного в котельной жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащем Метельской Людмиле Павловне, по ее заявлению от 10 августа 2017 года.
Взыскать с ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго» в пользу Метельской Людмилы Павловны компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб., штраф за отказ добровольно исполнить требования потребителя в размере 3 000 руб., а всего 9 000 руб.
В остальной части исковые требования Метельской Людмилы Павловны к ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнергосбыт», а также в полном объеме к ПАО «Красноярскэнергосбыт» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнергосбыт» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 6 000 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Метельская Л.П. обратилась в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнергосбыт», ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий, предписаний, требований в сфере энергоснабжения, компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что 15.05.2017 года ею была произведена установка прибора учета в котельной принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В опломбировке данного прибора учета ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» ей было отказано в связи с тем, что прибор учета был установлен в доме, а не на столбе как требовала сетевая организация. Считает, что нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики не содержат специального запрета на установку приборов учета в жилом доме потребителя. 19.06.2017 года и 10.08.2017 года истец обращалась ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» с заявлениями об опломбировке прибора учета, однако ее требования не были удовлетворены. В результате того, что ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» отказывается опломбировывать установленный ею прибор учета она вынуждена оплачивать электроэнергию в завышенном размере. Просила признать бездействие ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» по неопломбировке прибора учета незаконным, обязать ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» произвести опломбирование прибора учета, обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвести расчет потребленной электроэнергии с 15.05.2017 года до вступления решения в законную силу по показаниям прибора учета, взыскать ПАО «МРСК Сибири-Красноярскэнергосбыт» компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Метельская Л.П. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении ее требований о перерасчете потребленной электроэнергии, принять в данной части решение о возложении на ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии по социальной норме.
В апелляционной жалобе представитель ПАО «МРСК Сибири-«Красноярскэнерго» Провоторова А.В. просит решение отменить, ссылаясь на правомерность выданного истцу предписания о переносе прибора учета за границу участка. Кроме того указывает на отсутствие доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела, решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ПАО «МРСК Сибири» Головушину М.С., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение отменить, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Положениями п. 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с п. 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правилами ст. 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. установлено, что: 1) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов; 2) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу положений пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 исполнитель обязан: 1) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; 2) осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены этими Правилами.
Правилами предоставления коммунальных услуг в пунктах 81, 81(2) регламентировано, что: 1) установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки; 2) при этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета; 3) в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81(1) данных Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 данных Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В пункте 144 приведенных Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 регламентировано, что: 1) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством РФ требований к местам установки приборов учета; 2) при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки; 3) при этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Пунктами 152, 154 Основных положений закреплено, что: 1) под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска; 2) в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик; если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета; 3) по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Положениями абз. 2 пункта 3 Правил технологического присоединения, установлено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пп. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Нормой п. 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные этими Правилами.
Нормой пункта 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, (далее - Правила технической эксплуатации) закреплено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
Положениями абз. 1 п. 1.5.27 «Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 г.) (далее - ПУЭ) установлено, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.
ПУЭ в абз. 3 п. 1.5.27 закреплено, что: 1) допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки; 2) при этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.
Положениями пункта 1.5.6 ПУЭ закреплено, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.
Положениями пп. 1, 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 определено, что: 1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора; 2) по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ; 3) информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 в пп. 1, 5 ст. 4 регламентировано, что: 1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору; 2) если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Метельская Л.П. с 30.01.2001 года проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> являясь потребителем по договору энергоснабжения с ПАО «Красноярскэнергосбыт» с помощью электросетей ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго».
15.04.2017 года электромонтером ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго» в присутствии Метельской Л.П. осуществлена инструментальная плановая проверка прибора учета, установленного в котельной на цокольном этаже дома, в котором проживает Метельская Л.П. по вышеуказанному адресу. В результате проверки установлено, что прибор учета не пригоден для осуществления расчетов, не соответствует требованиям нормативно-технической документации, выдано предписание на замену прибора учета.
03.05.2017 года ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило в адрес Мтельской Л.П. сообщение с разъяснением о том, что плата за коммунальную услугу будет производиться исходя из нормативов потребления до восстановления системы учета, необходимо произвести установку и допуск расчетного прибора учета в эксплуатацию.
21.07.2017 года ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в адрес Администрации Манского района Красноярского края, куда обратилась Метельская Л.П. с жалобой на неправомерные действия сетевой организации, направлен ответ, в соответствии с которым разъяснено, что Метельской Л.П. необходимо обратиться в филиал ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Манский РЭС по адресу: <адрес> для проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, составления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, проведения расчета величины потерь на участке сети потребителя, при этом, в случае обращения потребителя прибор учета будет допущен персоналом сетевой компании в течение 15 рабочих дней с обращения заявителя.
10.08.2017 года Метельская Л.П. обратилась в ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» Манский РЭС с заявлением об опломбировании вновь установленного прибора учета, указав, что в мае 2017 года она уже обращалась с подобным заявлением, однако прибор учета опломбирован так и не был.
Согласно информации ПАО «Красноярскэнергосбыт» по состоянию на 01.10.2017 года Метельская Л.П. (лицевой счет №) имеет задолженность по оплате электроэнергии в размере 821 руб. 25 коп.
29.01.2018 года электромонтером ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию № 122-93, в соответствии с которым по месту жительства Метельской Л.П. по адресу: <адрес> установлено наличие прибора учета (СЕ 101 R 145 M6, номер № показания 01766,6), однако сам прибора для учета в качестве расчетного не допущен, антимагнитные пломбы на него не наклеены, поскольку: 1) вводной кабель находится под землей, отсутствует возможность проверки вводного кабеля до прибора учета на наличие скрытых «отпаек»; 2) потребитель не представил акт о скрытых работах, при этом Метельской Л.П. рекомендовано установить прибор учета на границе балансовой принадлежности, вводной провод провести открыто.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о неправомерном уклонении ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго» от ввода в эксплуатацию нового прибора учета, установленного Метельсткой Л.П. по месту её жительства, установив в данном случае незаконное бездействие, выразившееся в неопломбировке прибора учета электроэнергии.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку совокупностью представленных по делу доказательств подтверждено, что в акте проверки от 15.04.2017 года не содержалось указания о необходимости выноса прибора учета на границу балансовой принадлежности, равно как и не было разъяснено Метельской Л.П., какие именно действия ей необходимо было совершить для приведения системы учета в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
При этом пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года №442 допускается возможность установки приборов учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности, но и в иных местах.
Прохождение вводного кабеля под землей в месте нахождения дома Метельской Л.П. не было указано ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в акте от 15.04.2017 года, и само по себе такое расположение вводного кабеля не относится к обстоятельствам, исключающим ввод прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Кроме того, в силу положений п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 154 Основных положений ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» не позднее месяца после поступления заявления Метельской Л.П. от 10.08.2017 года было обязано осуществить ввод прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, осуществить его опломбировку, однако опломбировка прибора учета до настоящего времени не осуществлена.
Таким образом, выводы суда признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» по неопломбировке прибора учета электроэнергии, препятствующей вводу прибора учета в эксплуатацию по месту жительства Метельской Л.П., основаны на законе и представленной по делу совокупности доказательств.
Вместе с тем, поскольку истцом по делу не представлено доказательств обращения с заявлением к гарантирующему поставщику, с которым заключен договор энергоснабжения - ПАО «Красноярскэнергосбыт», о необоснованном уклонении ПАО «МРСК» Сибири – Красноярскэнерго» от введения прибора учета в эксплуатацию, в соответствии с пп. 61, 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг и п. 154 Основных положений, судом обоснованно не усмотрено законных оснований для удовлетворения требований в части возложения на ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии за период с 15.05.2017 года до вступления решения в законную силу.
В связи с установленными в судебном заседании нарушениями прав Метельской Л.П. в части незаконного уклонения от опломбировки прибора учета и введения его в эксплуатацию, судом обоснованно усмотрены основания для применения положений ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и взыскании с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в пользу истца компенсации морального вреда в размере 6 000 руб.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о взыскании с ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в пользу Метельской Л.П. штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3 000 руб. (6 000 руб.х50%).
Вопрос о распределении судебных издержек судом разрешен в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ.
Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы представителя ПАО «МРСК Сибири-«Красноярскэнерго» о законности и правомерности требований о переносе прибора учета на границу балансовой принадлежности являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно были отклонены со ссылкой на действующие нормативные акты. Оснований для иной оценки указанных доводов ответчика судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 31 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Метельской Л.П. и представителя ПАО «МРСК Сибири-«Красноярскэнерго» Провоторовой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Гареева Е.Б.
Судьи: Петрушина Л.М.
Авходиева Ф.Г.