Дело №9а-64/2019
Судья: Сосин А.Н. Дело № 33а-1686/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 22 июня 2020 г.
Судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частное представление прокурора на определение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 06 декабря 2020 года о возвращении административного искового заявления и. о. прокурора Аллаиховского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Виноградову С.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством.
Изучив материал, проверив доводы частного представления, судья
установил:
И.о. прокурора Аллаиховского района РС(Я) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Виноградову С.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством, свои требования обосновал тем, что Виноградов С.В. состоит на учете в ГБУ РС(Я) «Аллаиховская ЦРБ» с диагнозом «********» (******** в соответствии с МКБ 10), также Виноградов С.В. проходил дезинтаксикационную терапию в стационаре ГБУ РС(Я) «Аллаиховская ЦРБ», ремиссия не подтверждена. Указанные обстоятельства являются препятствием для приобретения права на управление транспортным средством, создают угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Определением судьи от 06 декабря 2020 года административное исковое заявление было оставлено без движения с предоставлением срока до 13 декабря 2020 года для оформления заявления в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).
Прокурор района подал частное представление, в котором ставится вопрос об отмене определения по основанию неправильного применения норм процессуального права. Ссылается на то, что суд предрешил вопрос подлежащий выяснению в ходе судебного разбирательства.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение представления на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания.
На основании части 2.1 ст. 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Исследовав представленные материалы, обсудив доводы представления, проверив определение, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Положениями ст. 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ.
Оставляя административный иск прокурора без движения, по ст. 130 КАС РФ судья ссылаясь на ст. 125 и ст. 126 КАС РФ, исходил из того, что прокурором Аллаиховского района РС(Я) к материалам дела не приложено достаточных и допустимых доказательств подтверждающих наличие диагноза у административного ответчика, что является нарушением п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 125 КАС РФ.
С таким выводом судьи районного суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего. Так, из содержания административного искового заявления прокурора следует, что в нем указаны обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, и содержатся сведения о доказательствах, на которых основаны, по его мнению, эти обстоятельства.
С учетом этого, то обстоятельство, что к административному исковому заявлению в данном случае не приложены копии всех необходимых документов, само по себе не может служить основанием для оставления судьей административного искового заявления без движения.
Согласно статье 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд, в том числе вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части (пункт 2 части 3); рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок (пункт 5 части 3); при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе (пункт 6 части 3). При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель, в частности, передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать (пункт 1 части 1); заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда (пункт 2 части 1).
Из приведенных положений следует, что уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле, осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в целях реализации определенных в статье 132 КАС РФ задач подготовки дела к судебному разбирательству - обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое определение судьи об оставлении административного искового заявления без движения вынесено с нарушением норм процессуального права, является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Разрешая настоящий вопрос по существу, судебная коллегия принимает во внимание положения ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В связи, с чем вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.
Учитывая изложенное, материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
о п р е д е л и л:
Определение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 06 декабря 2020 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению и. о. прокурора Аллаиховского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Виноградову С.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством, направить в суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Судья М.М. Оконешникова