УИД 24RS0053-01-2024-000044-81
№ 2-71/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 г. с. Тюхтет
Тюхтетский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Викторовой Ю.В.,
при ведении протокола помощником председателя суда Фицай Т.В.,
с участием истца Долюк Н.С., представителя ответчика Лапицкой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долюк Н.С. к администрации Тюхтетского муниципального округа Красноярского края, министерству образования Красноярского края о признании права на обеспечение жилым помещением по категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о возложении обязанности предоставить жильё по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
установил:
Долюк Н.С. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором, ссылаясь на своё право как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей и не исполнение соответствующими должностными лицами, в том числе органа опеки и попечительства обязанностей по своевременной защите её жилищных прав, предусмотренных Федеральным законом Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд признать её право быть обеспеченной жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязать министерство образования Красноярского края включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обязать администрацию Тюхтетского МО Красноярского края предоставить ей жильё по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, пояснив, что её родители были лишены родительских прав, ей назначался опекун, она находилась на полном государственном обеспечении в детском учреждении, затем получала среднее-профессиональное образование в КГБОУНПО «Профессиональное училище № 102», своего жилья не имеет, её право на получение жилья как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей её законными представителями, а также органами опеки и попечительства своевременно защищено не было, однако она в настоящее время имеет право на получение жилья, в связи с чем обратилась в суд.
Представитель ответчика – администрации Тюхтетского МО Красноярского края иск не признала, сославшись на отказ министерства образования Красноярского края во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и отсутствие оснований для предоставления администрацией Тюхтетского МО Красноярского края истцу жилья.
Представитель ответчика – министерства образования Красноярского края, представитель третьего лица – министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явились, представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Признав в соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных участников судопроизводства, выслушав явившиеся стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями п. 8 ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, относящихся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 названной статьи. Лица, указанные в абзаце 1 п. 1 названной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанные в п. 1 названной статьи в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данными законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Федерального закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка», в соответствии с положениями ст. 17 которого предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (закреплённое жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с п. 3 названной статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир по их письменному заявлению, поданному в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в п. 1 названной статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения.
Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом местного самоуправления, на территории которого находится такое жилое помещение; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом местного самоуправления, на территории которого находится такое жилое помещение; лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Решение об отказе во включении в список принимается уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края, а именно Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью носит заявительный характер и должна быть реализована до достижения ими 23 летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не обращалось с заявлением о постановке на учёт и предоставлении о помещения в соответствующие органы, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестаёт относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом на основании свидетельств о рождении, о заключении брака, о расторжении брака К.Н.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являлись К.С.А. и К.Т.Г., которой после расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Шестова, истцу по вступлению в брак ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Долюк Н.С..
Решением Тюхтетского районного суда Красноярского края от 27.01.2000 Ш.Т.Г. лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе в отношении истца К.Н.С.
По постановлению Леонтьевской сельской администрации Тюхтетского района Красноярского края от 11.01.2001 № 1-п за К.Н.С. было сохранено жильё, расположенное по <адрес>.
Постановлением администрации Тюхтетского района Красноярского края от 11.04.2002 № 92-п опекуном К.Н.С. назначена Т.С.Г.
Решением Тюхтетского районного суда Красноярского края от 06.05.2002 К.С.А. лишён родительских прав в отношении истца К.Н.С.
Постановлением администрации Тюхтетского района Красноярского края от 24.06.2004 № 112-п Т.С.Г. освобождена от обязанностей опекуна К.Н.С.
По постановлению администрации Тюхтетского района Красноярского края от 24.06.2002 № 114-п К.Н.С. передана на воспитание в Зареченский детский дом «Колосок», ей установлено полное государственное обеспечение.
Руководитель КГБОУНПО «Профессиональное училище № 102» 10.06.2008 обращался в орган местного самоуправления с запросом о пригодности закреплённого за К.Н.С. жилья.
Согласно ответу отдела образования администрации Тюхтетского района Красноярского края от 10.07.2008 закреплённое за К.Н.С. жильё, расположенное по <адрес> для проживания пригодно.
Пригодность указанного жилого помещения для проживания подтверждено актом обследования органом местного самоуправления от 08.11.2007.
По договору социального найма жилого помещения от 09.01.2020 истец включена в члены семьи нанимателя С.Г.К., занимающего жилое помещение, расположенное по <адрес>.
Истец зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом помещении с 08.10.2008 по настоящее время.
Из адресной справки следует, что истец была зарегистрирована по месту жительства с рождения по 1989 г. в д. <адрес>, с 1997 г. по 17.11.1999 в <адрес>, с 02.07.2004 по 10.09.2008 по <адрес> (по месту нахождения детского дома «Колосок»).
Из акта обследования жилищно-бытовых условий, данных похозяйственных книг, постановления Леонтьевской сельской администрации Тюхтетского района Красноярского края от 24.04.1997 № 13-п «Об именовании улиц в д. Соловьёвке», постановления Леонтьевской сельской администрации Тюхтетского района Красноярского края от 01.08.2001 № 19-п «Об уточнении адресного реестра на территории сельсовета», информации Леонтьевского ТП администрации Тюхтетского МО Красноярского края от 17.04.2024 следует, что истец проживала и была зарегистрирована в жилом помещении, с присвоением действительного в настоящее время адреса: <адрес>.
Согласно справке администрации Тюхтетского МО Красноярского края Долюк Н.С. (с добрачной фамилией Кончиц) относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно выписке из ЕГРН, данным Роскадастра в указанном реестре сведения о зарегистрированных правах истца на недвижимое имущество отсутствуют.
Впервые истец обратилась в министерство образования Красноярского края с письменным заявлением о включении её в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в установленном законом порядке 26.03.2024, то есть по достижении возраста 35 лет.
В соответствии с приказом министерства образования Красноярского края от 03.05.2024 № 351-11-05 Долюк Н.С. отказано во включении в указанный список в связи с тем, что она не относится к категории лиц, подлежащих включению в список, поскольку старше 23 лет и является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения от 09.01.2020 № 8, со ссылками на п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка».
Довод истца о ненадлежащем выполнении обязанностей органами опеки и попечительства по защите её жилищных прав суд находит несостоятельным, поскольку после достижения совершеннолетия и до 23 лет Долюк Н.С. самостоятельно мер к постановке на учёт лиц нуждающихся в предоставлении жилого помещения не предпринимала, обратилась с соответствующим письменным заявлением в министерство образования Красноярского края только в 2024 г. (по достижении возраста 35 лет), при этом доказательства наличия уважительных причин, препятствовавших её обращению с таким заявлением ранее, ею в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлены.
Как уже отмечалось судом, предоставление жилья, по смыслу вышеприведённых норм закона носит заявительный характер, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение её в соответствующий список со стороны государственных органов не установлено.
Суд также принимает во внимание то, что руководитель учебного заведения перед выпуском Долюк Н.С. в 2008 г. запрашивал сведения о возможности её проживания в закреплённом за ней жилом помещении, истец в том же году зарегистрировалась по месту жительства в квартире, расположенной по <адрес>.
Истец в ходе судопроизводства по делу ссылалась на невозможность проживания в указанном жилом помещении в связи с тем, что она членом семьи нанимателя не являлась, вынуждена была недолго проживать с матерью, лишённой в отношении неё родительских прав.
В силу п.п. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Аналогичные условия и порядок признания проживания невозможным содержатся в ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка», в соответствии с ч. 3 которой установление факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном ст.ст. 17-10 настоящего Закона.
Истец отрицает факт обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании невозможным своего проживания в жилом помещении, расположенном по <адрес>.
Решение органа местного самоуправления о признании проживания истца в указанном жилом помещении невозможным, судебное решение о жилищных правах и обязанностях истца в отношении указанного жилья не принимались.
Таким образом, истец, включённая в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, по достижении возраста 23 лет утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, соответственно и право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренными вышеуказанными Федеральным законом, Законом Красноярского края.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Долюк Н.С. в иске к администрации Тюхтетского муниципального округа Красноярского края, министерству образования Красноярского края о признании права на обеспечение жилым помещением по категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о возложении обязанности предоставить жильё по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Тюхтетский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Викторова
Мотивированное решение судом составлено 26.06.2024.