Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д
О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 88-15485/2021
Санкт-Петербург 06 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Ирышковой Т.В., Рогачевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Коми от 06 мая 2021 года по делу №2-1337/2021 по иску ФИО1 к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Министерству внутренних дел по Республики Коми о возложении обязанности включить период службы в расчёт выслуги лет в льготном исчислении, произвести перерасчёт пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения истца ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Сыктывкарскому ЛУ МВД России, МВД по Республике Коми о возложении обязанности включить период службы с 21.09.2010 по 05.04.2016 в расчет выслуги лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения и выплатить недополученную сумму пенсии.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 06 мая 2021 года, исковые требования ФИО1 к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Министерству внутренних дел по Республике Коми о возложении обязанности включить период службы в расчет выслуги лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Истец ФИО1 в суде кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
МВД по Республике Коми и Сыктывкарское ЛУ МВД России на транспорте представили возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах госнаркоконтроля Российской Федерации по должности оперуполномоченного Печорского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Республике Коми в период с 21.09.2010 по 05.04.2016.
Приказом Управления ФСКН России по Республике Коми от 29.01.2016 № 16-лс уволен со службы 05.04.2016 на основании подпункта 3 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613, - по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
С 06.04.2016 ФИО1 назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»; Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613 «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям».
Спорный период службы с 21.09.2010 по 05.04.2016 засчитан в льготном порядке в соответствии с пунктом 87 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613, согласно которому сотрудникам, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, исчисление стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки и исчисления выслуги лет для назначения пенсий в органах наркоконтроля осуществляется на льготных условиях - соответственно один месяц службы за два месяца и один месяц службы за полтора месяца - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
04.05.2018 ФИО1 поступил на службу в Сыктывкарское ЛУ МВД России на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска Печорского линейного отдела полиции.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) выплата пенсии истцу приостановлена.
Приказом Врио начальника Сыктывкарского ЛУ МВД России от 19.06.2020 № 192 л/с ФИО1 уволен со службы в связи с расторжением контракта по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 распространяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные названным Законом, на перечисленных в статье 1 категории граждан, в том числе на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона основным условием приобретения лицом, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более (пункт «а»).
Пенсия за выслугу лет, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги.
По своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - это специальный стаж, приобретаемый в процессе службы, который подлежит учету в отношениях по прохождению службы по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников.
Следовательно, Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий, принимая 28.05.2004 постановление № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям», определило льготные условия включения времени службы в выслугу лет для назначения пенсии только уволенным со службы сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Абзацем 20 пункта 1 указанного Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Периоды службы, засчитываемые на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поименованы пунктом 3 Постановления №, в данном пункте периоды службы в органах наркоконтроля не предусмотрены.
Выслуга лет ФИО1 в органах внутренних дел на день увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 03 месяца 01 день, в льготном -23 года 07 месяцев 03 дня. Спорный период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по должности оперуполномоченного Печорского межрайонного отдела Управления ФСКН России по <адрес> зачтен в календарном исчислении.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления спорного периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по должности оперуполномоченного Печорского межрайонного отдела Управления ФСКН России по <адрес> в льготном исчислении при увольнении из Сыктывкарского ЛУ МВД России, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, что пенсия истцу, назначенная при увольнении со службы из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, была только приостановлена в соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, ввиду чего истцом не утрачено гарантированное право на исчисление спорного периода службы в льготном исчислении, оценены апелляционной инстанций и правомерно не приняты во внимание, как основанные на неверном толковании положений постановления Правительства № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» и положений постановления Правительства 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что период службы истца в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ правомерно зачтен ответчиком в выслугу в календарном исчислении, учитывая, что при выходе на пенсию в 2020 году истец выбрал пенсию по линии МВД, а не по линии наркоконтроля.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 06 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: